Интересно, насколько быстро чайное фермерство в нетипичных для чая странах из феноменального превратилось в рутинное и технологичное. Я сейчас, конечно, говорю о небольших проектах, на несколько тысяч чайных кустов, с которыми может более или менее управляться одна семья. Мне на глаза буквально на днях попался очередной такой проект из Миссисипи — называется Longleaf Tea Co — и я с каким-то даже уже удовлетворением отметил его стандартность и шаблонность. Даже на уровне маркетинговой истории.

Все, как водится, началось с визита в Китай. После которого у будущих чайных фермеров возник продуктивный интерес к чаю. Который сначала был реализован через серию экспериментов по выращиванию чайных кустов в США, а потом привел к появлению полноценной чайной фермы. При этом — что тоже очень важно с точки зрения маркетинговой драматургии — сначала кусты выращивать не особо получалось, а потом получилось. Неудачи в бизнес-истории должны быть обязательно, если их не было, то их надо придумать. Деньги любят драму.

Часто современная чайная ферма обустроена как классическое поместье. Ну то есть хозяева живут прямо на ферме, в доме (или комплексе зданий — но это реже, конечно), который или которые используются не только как жилой дом, но и в презентационных и производственных целях. Ну то есть там есть и сараюшечки всякие, и приятные террасы, и обширные помещения, где можно принимать небольшие группы гостей. Человек десять-пятнадцать.

Владельцами поместий люди становятся самыми разными способами. Коллеги из Longleaf Tea Co, например, смогли получить в собственность поместье заброшенное с домиком столетней давности — с минимальными затратами, как я понял. Формально, возможно, вообще даром — но там наверняка были сопутствующие расходы. А потом просто вложили сто тысяч долларов в реконструкцию дома. И стали героями строительно-ремонтного телешоу.  

На выращивании и производстве чая небольшим фермерским проектам не прожить. Это понятно даже самым наивным чайным романтикам. Да и вообще чайная ферма на первых порах часто не рассматривается в качестве источника дохода. Так или иначе, но на базе среднестатистической чайной фермы быстренько выстраивается комплекс дополнительных услуг и разных маркетинговых активностей. Тут, все, конечно, зависит от возможностей каждой конкретной фермы, но, как правило, все начинают с приема гостей и расширения ассортимента.

С приемом гостей все просто. На чайных фермах для разных любопытствующих граждан можно проводить экскурсии с дегустациями. Обычно короткие, часа на полтора. Вот чай растет, вот из этих листочков он делается, да, и черный и зеленый, нет, сейчас не собираем, не сезон, да сорвать можете, да, можете съесть, нет, никакой химии, все натуральное, да, купить можно прямо здесь, вот чайное оборудование, все очень полезное для здоровья, пойдемте домой на дегустацию, там мы ответим на все ваши вопросы. Ну и так далее. Если на чайной ферме есть потенциальные фотозоны, то к проведению экскурсий можно добавить фотосессии. А если позволяют мощности, то и проводить мероприятия. Свадьба в американском стиле на чайной плантации — это очень романтично. Невеста может убегать от жениха по междурядьям. Главное, чтобы она при этом серебристо смеялась, а он — сатанински хохотал.

С расширением ассортимента все еще проще. Longleaf Tea Co, помимо собственного чая, продает разный мерч. Футболки и значки с логотипами. Это так, на троечку решение. В ассортимент чайной фермы проще и надежнее всего добавить чай со стороны. И не только чай — очень хорошо расширять ассортимент травами. Тем более, что большая часть покупателей не делает разницы между классическим и травяным чаем. Травы можно или самим выращивать, или тоже на стороне приобретать — это не важно. Да, и с травами еще можно купажи делать. Своего чая все равно будет мало и он едва ли будет вкусным, продавать его в чистом виде лучше всего очень дорого и как сувенир для редких чудиков. А большую часть собственноручно сделанного чая нужно смещать с лавандой и апельсиновыми корками или там с чабрецом и душицей — и все будет хорошо. И товара станет больше, и вкус у него улучшится.

И люди приятные. Longleaf Tea Co

Что же касается маркетинговых активностей, то ими чайные фермы обычно занимаются по остаточному принципу. Просто потому, что на дорогой и системный маркетинг у них нет ресурсов. Так что тут все банально. Соцсети, блог, фотографии, видео и рассказы о личной истории взаимодействия с чаем, о бережном отношении к природе и традициям и о чем-либо еще актуальном и социально одобряемом, что ближе конкретному чайному фермеру.

Короче говоря и немного повторяясь, европейское и американское чайное фермерство постепенно обрастает своими специфическими бизнес-процессами. И это — хорошо и правильно.

Что вы говорите? А как же собственно сбор и производство чая? Ну да, без этого, вроде как, на чайной ферме не обойтись. С чаем, правда, у большинства чайных ферм обычно проблемы. Связаны эти проблемы, как правило, с тем, что среднестатистический чайный фермер работает со странной сверхзадачей. Обычно он ставит своей целью сделать хороший чай. Это, конечно, у чайного фермера, не всегда получается. Но нередко получается — почему бы и нет, собственно. Вот только этот хороший чай чаще всего оказывается репликой китайских или тайваньских оригиналов.

И получается очень странная ситуация. Фермерский чай или плохой и не вкусный, или неплохой и вкусный — но вторичный. Мне этот расклад не очень интересен, но я его понимаю. Дело в том, что реально рациональную для чайного фермера сверхзадачу — создание уникального терруарного чайного стиля — отдельный чайный фермер решить чаще всего не может. Даже если понимает и декларирует ее. У него масштаб не тот. Такую задачу можно решить только на уровне целого региона. И для этого нужно время.

Подождем, чего уж там. Ждать — дело нехитрое.