На сайте BBC на днях появилась замечательная статья о том, что чай, возможно, стал причиной существенного снижения смертности в Британии в конце XVIII века. BBC в своем материале ссылается на недавно опубликованную статью Франциска Антмана, но эта статья подзамочная, поэтому буду пересказывать BBC.

Итак. В период с 1761 по 1834 год ежегодный уровень смертности в Британии значительно снизился, с 28 до 25 смертей на 1000 человек. При этом в этот период не наблюдалось никаких существенных сдвигов в социальной или экономической жизни. Никаких тебе гигиенических революций, никакого улучшения уровня жизни, качества медицинского обслуживания и вообще ничего такого, что могло бы повлиять на снижение смертности. Мало того, в это время вовсю шел процесс урбанизации, общественному здоровью в те времена явно не способствовавший.

Феномен снижения смертности в Британии в период с 1761 по 1834 год считается демографической загадкой — и Франциск Антман выдвинул любопытную и чайную гипотезу, эту загадку объясняющую.

В 1784 году в Великобритании резко снизился налог на чай, со 119% до 12,5% — и в 1785 году в стране начался взрывной рост потребления чая. Который, как известно, заваривают кипятком. Что сразу и резко повышает уровень гигиеничности напитков. Потому что чай, приготовленный на кипятке, значительно безопаснее той сырой питьевой воды, что была доступна в Британии на стыке XVIII и XIX веков.

Гипотеза довольно убедительная — но нужны были доказательства. Хотя бы косвенные. И Франциск Антман выстроил следующую цепочку. У него были данные о смертности в разных приходах. И он, исходя из того, что его гипотеза связана даже не с чаем, а со снижением опасности воды, создал систему оценки качества воды в разных приходах. Довольно простую. Факторами, повышающими качество питьевой воды в приходе, он счел количество источников воды и относительно более высокое положение приходов по течению рек. Очень разумное предположение.

Ну а потом просто проанализировал динамику смертности в исследуемый период в приходах с хорошей водой и в приходах с плохой водой. Смертность снизилась и там, и там — но в приходах с плохой водой снизилась на 18% сильнее, чем в приходах с хорошей. Причиной такого снижения смертности могло запросто стать кипячение, которое снизило опасность зараженной всякой гадкой микробиологией воды. Ну а поводом для кипячение могло стать распространение чая.

В этой цепочке, конечно, много допущений — но в общем и целом выглядит она правдоподобно. И очень красиво, чего уж там. Сначала снижение налогов на чай делает его массовым напитком. Потом распространение чая вводит в повседневный обиход кипячение воды. И через это заметно снижается смертность. Шикарно.

Ну и мне лично вся эта история нравится еще и тем, что она про реальную пользу чая для здоровья. Которая заключается не в каких-то чудодейственных компонентах чая, а в том, что он является заметной частью повседневности, надежно интегрированной в многочисленные обыденные практики. И, будучи при этом напитком в общем и целом безопасным, повышает общую безопасность системы под названием «жизнь».