О культурных, исторических и экономических пересечениях между чаем и железной дорогой можно рассказывать бесконечно. В нашей культуре самым очевидным таким пересечением является железнодорожный чай — тот, который на автомате и часто без дополнительной оплаты подают в поездах. В стаканах с подстаканниками.

Лет пятнадцать назад я регулярно, примерно раз в два месяца, ездил на поезде из Вильнюса в Псков — и в полной мере осознал глубину моего персонального погружения в подстаканниковую культуру. Потому что на литовских железных дорогах чай тогда подавался в бумажных стаканчиках с крышкой. Что меня сразу выбивало из колеи. Я с таким чаем чувствовал себя заполошным старбаксистом, опаздывающим на работу. Вместо того, чтобы, как и положено в поезде, чувствовать себя благородным путешественником, преисполненным чувством собственного достоинства. Когда ты пьешь чай из бумажного стаканчика с пластиковой крышкой, тебе даже с собственными детьми поговори не о чем. Ну потому что что такого важного может сообщить ребенку отец, пьющий чай из бумажного стаканчика? То ли дело стакан в подстаканнике. Это сразу плюс тридцать к бороде и отцовской мудрости. 

При этом надо понимать, что российские железнодорожные стаканы с подстаканниками, несмотря на свою масштабность, интересность и разнообразие, отнюдь не являются единственным чайно-железнодорожным феноменом. Чай в поездах — штука интернациональная. Причем иногда железнодорожный чай может развиться в масштабную традицию, как, например, подача чая в поездах и на станциях в Индии и Пакистане. В той же Индии не так давно собиралось предлагать пассажиром выбор из 25 сортов чая — не знаю, чем закончилась эта смелая инициатива. А иногда чай может быть просто частью железнодорожной инфраструктуры — например, через общедоступный бесплатный кипяток и популярность мобильных форматов чаепития.

Ну и, конечно, просто подача чая, хоть в стаканах с подстаканниками, хоть в глиняных кулхадах, хоть в бумажных недоразумениях, не является единственным вариантом чайно-железнодорожного пересечения. Еще одним типом такого пересечения являются поезда, которые проносятся — тут сложно удержаться от патетики — мимо чайных плантаций. 

Поезда на плантациях

И тут, естественно, сразу вспоминается индийская Darjeeling Himalayan Railway — самая пожалуй, известная в мире железная дорога с историческим чайным бэкграундом. Эта узкоколейка начала действовать в 1879-1881 годах и практически сразу была интегрирована в чайную индустрию Дарджилинга. На протяжении многих лет поезда возили по этой железной дороге рабочих и чай — и постепенно она стала неотъемлемой частью чайного антуража региона. При этом свою чайно-транспортную ориентацию постепенно уступая грузовикам. В 1999 году Darjeeling Himalayan Railway был включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. К тому времени железная дорога практически полностью сменила свою специализацию. Она перестала обслуживать непосредственно чайную индустрию, но по ней начали возить на плантации туристов. 

Следует отметить, что дарджилингская узкоколейка с ее почти игрушечными и голубыми поездами гораздо интереснее с исторической и технической точек зрения, чем с точки зрения чайной. Собственно из чайного в ней сейчас осталась только локация, пейзажи за окном и фотографии из чайного прошлого. Чай на борту там не подают, это неудобно — уж очень там вагончики компактные.

Дарджилингская узкоколейка не является единственной железной дорогой, проложенной мимо плантаций, даже в Индии. Совершенно аналогичная железная дорога есть в Нилгири, она соединяет Кунур и Утакаманд. Тоже узкоколейка и тоже с голубыми вагонами. Ее запустили в 1908 году и, судя по всему, она изначально была в основном пассажирской — по ней возили людей из жаркой долины в прохладные горы. Но и чай по ней, наверняка, тоже возили — там кругом и плантации и фабрики.

Нилгирийская железная дорога еще круче дарджилингской. За 46 километров пути поезд поднимается на два километра вверх через 16 туннелей, 250 мостов и 208 поворотов. И эта узкоколейка тоже включена в список ЮНЕСКО, как расширение объекта Darjeeling Himalayan Railway до объекта Mountain Railways of India. И да, рядом с некоторыми станциями на дороге в Нилгири расположены открытые для посещения чайные хозяйства. Можно побродить по плантациям и посетить производство. Чай на борту тоже не подают.

Ровно такая же железная дорога есть в Ассаме. И в этом месте у всякого внимательного человека должны возникнуть подозрения о том, что чай и железные дороги в Индии связаны вообще неразрывно. Как минимум исторически. И это будет совершенно верное подозрение — практически все первые железные дороги в этой стране строились для нужд чайной индустрии. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному, некоторые ветки были просто закрыты, остальные утратили свое чайное значение. Но сохранили узкую колею, исторический голубой цвет вагонов и, довольно часто, паровую тягу.

Индия, как вы прекрасно понимаете, была не единственной страной, в которой развитие чайной индустрии совпало с развитием железнодорожного транспорта. 

На Шри-Ланке есть железная дорога, которая соединяет Коломбо и Бадуллу. Она проходит через несколько чайных регионов острова и имеет определенное чайное прошлое. Но сейчас это тоже, главным образом, пассажирский маршрут. При этом, как и положено, за окном там достаточно часто пробегают чайные кусты — и это живописно. Железнодорожный маршрут между Коломбо и Бадуллой часто называют самым красивым на Шри-Ланке.

Сами поезда, при этом, там покрупнее индийских, и колея и вагоны там нормального размера. Но тоже синие. У этого ланкийского маршрута вся чайность тоже за окном. Видимо именно поэтому во многих статьях про эти поезда сделан акцент на том, что нужно неепременно высунуться в дверь или окно и подставить лицо набегающему воздуху гор. Несколько лет назад по этому маршруту запустили типа элитный поезд — Ella Odyssey. В нем даже кафетерий есть. Но чайности на маршруте от этого больше не стало — чай там практически из автомата, только и остается, что в окно на плантации глазеть…

Поезда с чаем

Рассказ о чае и поездах будет неполным без упоминания тех железных дорог, по которым возят чай до сих пор. Или начали возить недавно. Это, конечно, не очень интересно — потому что это просто железные дороги, по которым ходят поезда в том числе с вагонами-контейнеровозами или с крытыми вагонами. Мало того, о современных железных дорогах, по которым переводится только чай или даже большей частью чай, я не слышал. Для точечного транспортного обслуживания производителей чая вполне достаточно автомобилей — а если речь заходит о железнодорожных перевозках, то в них в настоящее время чай участвует наряду с множеством других грузов. Никаких особых условий для перевозки чаю не нужно — стандартные и уже упомянутые крытые вагоны или, чаще, фитинговые платформы предназначенные для перевозки контейнеров, для чая вполне подходят. Так что, повторюсь, интерес современные чайные железнодорожные перевозки представляют скорее профессионально-логистический, нежели культурно-развлекательный. Но тем не менее.

Перегрузка контейнера с автомобильной платформы на железнодорожную. www.brsn.net

И крытые вагоны, и контейнеры, и фитинговые платформы, несмотря на стандартизацию, бывают очень разными. Да и чай, как вы понимаете, бывает очень разным. И упакован и погружен он может быть очень разными способами. В идеале чай для масштабной транспортировки пакуют в фольгированные многослойные бумажные мешки. Эти мешки укладывают на паллеты, а паллеты — в контейнеры или крытые вагоны. Но это в идеале — реальность бывает разной. Короче говоря, точно сказать, сколько чая может увезти поезд, достаточно сложно. Потому что еще и поезда бывают разными. Но, если хотите, можно ориентироваться на то, что один вагон — это 15-20 тонн чая. А один поезд — это примерно 1000 тонн чая.

Именно столько привез в августе прошлого года первый специализированный чайный поезд из Уханя в Москву. И надо понимать, что Москва — это не единственный пункт назначения, в который чай из Китая добирается по железной дороге. В Фергане — это в Узбекистане, если кто забыл — не так давно открылся склад китайского чая, докуда контейнеры тоже будут добираться в том числе и по железной дороге. Специальные чайные поезда идут из китайской Хунани во вьетнамский порт Хайфон, откуда потом чай отправляется по разным странам Юго-Восточной Азии. Из Шэньси поезда, груженые в том числе и чаем, едут в Европу через Узбекистан. Проскакивали новости и о поездах с зеленым чаем из Аньхоя — тоже в Европу и тоже через Узбекистан. В Узбекистан же как минимум один раз съездил чайный поезд из Чжэцзяна.

Даже если все из перечисленных поездов проделали свой путь с чаем всего один раз, у нас все равно есть основания говорить о том, что Китай активно развивает систему железнодорожной чайной логистики. Причем не только связанную непосредственно с Китаем.

В январе прошлого года начались железнодорожные перевозки чая из Найроби в Момбасу, в порт. Это Кения. Когда-то давно там тоже была узкоколейка. Относительно недавно между столицей Кении и главным кенийским портом открылось современное железнодорожное пассажирское сообщение. А год назад и товарняки пошли. Причем тут Китай, спросите вы? Все просто — строительство этой железной дороги на 90% профинансировано китайцами, оборудования там тоже китайское, большей частью — вагоны и все такое прочее. 

Короче говоря, современная чайная железнодорожная логистика — это, в значительной степени, Китай. Особенно с учетом внутренних китайских перевозок. Разбираться в которых у меня нет ни сил, не возможности — поэтому скучную логистическую тему я закрываю — дальше пойдут рассказы о других типах чайных поездов. О таких, в которых чай пьют разными причудливыми способами. Но это уже в другой раз.

Исторические феномены

Прежде чем начать рассказывать о том, как и где подают и пьют чай в разных поездах и вагонах, я хочу упомянуть о двух чайно-железнодорожных феноменах, которые когда-то давно были, а теперь их нет. В качестве перехода — потому что один феномен будет транспортным, а второй — про чаепития.

В 1915 году по Австралии начал ездить поезд с названием Tea & Sugar — «Чай и Сахар». Изначально этот поезд просто развозил провизию для рабочих, строивших Трансавстралийскую железную дорогу. А потом, когда железка была построена, стал своеобразной передвижной лавкой для жителей поселений, возникших у новой дороги. Состав поезда мог быть разным и зависел в том числе и от сезона — но там почти всегда был бакалейный вагон (где продавались чай и сахар), мясной вагон и вагон-офис, где можно было воспользоваться услугами банка. Время от времени к поезду цепляли медицинский вагон и, конечно, поезд развозил почту и выполнял функции стандартного товарняка и сервисно-ремонтного поезда для самой железной дороги. Шпалы подновить, гайки подтянуть, воду для паровозов залить в цистерны и все такое прочее.

Поезд Tea & Sugar для многих изолированных общин Австралии стал одним из ключевых факторов социальной жизни. К 1950-м годам в его составе появилась и детская «игрушкотека» и даже вагон-кинотеатр. День прибытия поезда назывался Tea and Sugar Day. И не то чтобы был праздником, все-таки поезд ходил регулярно и довольно часто — но определенную движуху в отдаленных поселениях создавал. Тем более, что под Рождество на чайно-сахарном поезде мог даже Санта Клаус разъезжать. Что, в общем, вполне разумно. Оленей в Австралии отродясь не было, а перемещаться старикану как-то надо было.

Иллюстрация из книги Tea and Sugar Christmas

Развитие в Австралии транспортной сети и утрата необходимости в постоянном обслуживании железнодорожных путей постепенно снижали важность чайно-сахарного поезда. Бетонные шпалы и сварные рельсы требовали существенно меньше внимания, вода для паровозов стала не нужна по причине выхода паровозов из употребления, товары и почту стали доставлять автомобильным транспортом — и Tea & Sugar сначала стал ездить в меньшее количество мест, а в 1996 году и вовсе совершил свое последнее путешествие. Превратившись из феномена социального в феномен исторический — сейчас несколько вагонов этого поезда являются частью экспозиции Национального железнодорожного музея в Порт-Аделаиде. А о самом поезде пишут детские книжки.

Иллюстрация из книги Tea and Sugar Christmas

История этого поезда, вроде как, совершенно нечайная. Но это пока она существует сама по себе. А поезд Tea & Sugar — это не единственный австралийский инфраструктурный проект, связанный с чаем. В Австралии есть еще Driver Reviver — проект стационарных и мобильных чайных. Которые работают на австралийских хайвеях и отвлекают водителей от безостановочного движения. Поэтому там подают чай хоть и в одноразовых стаканчиках, но без крышек — чтобы его нельзя было пить на ходу. И обязательно развлекают путешественников разговорами. Сейчас этот проект переживает не лучшие времена, спрос на чай и разговоры невелик, многие стационарные чайные закрывают — но тем не менее.

А если включить евразийский шовинизм и решить, что Австралия и Новая Зеландия — это практически одно и тоже, то можно вспомнить еще перепетую недавно песню новозеландских китобоев, в которой рассказывается о том, что по морю плывет корабль и везет чай, сахар и ром. И смело сформулировать гипотезу, что в австралийской и новозеландской потребительской культуре чай существует как продукт первой необходимости и важный инфраструктурный элемент. Конечно, выдвигать обобщающие гипотезы на основе частных феноменов довольно безответственно — но Австралия с Новой Зеландией далеко, так что сочинять про культуру этих стран всякие небылицы вполне безопасно.

Ну а второй чайно-поездной феномен из прошлого, о котором я хотел рассказать, просто приколен. Потому что в нем, помимо чаепитий, фигурирует еще и пылесос. В 1909 году в Америке, между Чикаго и Сиэтлом начал курсировать поезд Oriental Limited. Который предлагал своим пассажирам погрузиться в атмосферу актуальной роскоши. В качестве основных развлечений в рекламе указывались чаепития в вагоне с большими окнами, душевые кабинки и пылесосение для салонного вагона на глазах у изумленной публики. Ну то есть люди сидят в салоне, беседуют о разном — и вдруг туда заходит здоровенный негр с пылесосом, но делает совсем не то, о чем подумали все мои ровесники. А просит гостей поднять ноги и пылесосит. Я не шучу сейчас, такой сюжет есть в рекламных постерах.

Чаепитие с пылесосом — это в сто раз круче, чем чаепитие со стоянием на гвоздях. Раньше люди понимали толк в тонких удовольствиях.

Чаепития в вагонах как концепция

Ну что, настало время самых занимательных, вроде как, историй о чайно-железнодорожных пересечениях. Историй о чаепитиях в вагонах. Которых, простите мне такой примитивный каламбур, на самом деле вагон и маленькая тележка. Просто потому, что технически никаких проблем в подаче чая и организации чаепитий в вагоне поезда нет. В поезде, на минуточку, можно снять клип группы Queen, оборудовать функциональное медицинское учреждение, кинотеатр, ночной клуб со стриптизом или даже пусковую установку для межконтинентальной баллистической ракеты. И по сравнению с этими задачами задача организации чаепития в поезде, причем в любом стиле, не стоит выеденного яйца. А сами поездные чаепития, в подавляющем своем большинстве, не стоят никакого внимания, кроме справочного. Это обычные чаепития, только в вагонах. Любой устоявшийся формат чаепитий переносится в вагон без каких-либо проблем и совершенно от этого не меняется. А когда нет специфики, нет и интереса.

Но бывают, конечно, и исключения. Двух типов. Первый тип — это когда чаепития в поездах выполняются в определенной стилистике, привязанной именно к поездам и помимо поездов не существующей или редкой. Самый очевидный и очень красивый пример таких чаепитий — это наши стаканы с подстаканниками. Чай из стаканов в подстаканниках, конечно, можно пить и дома — но в современной русской чайной культуре такие чаепития четко привязаны к поездам. Причем не просто к поездам, а к поездам дальнего следования — с их купе, плацкартами и СВ. В «Сапсанах» и прочих сидячих «Ласточках» подстаканники будут уже не органичны, это другой стиль.

Железнодорожные стаканы с подстаканниками давно уже стали самостоятельным культурным феноменом и важной частью архитектоники длительных железнодорожных путешествий по России. Мы, находясь внутри этого феномена, его, понятное дело, не особо осознаем и совсем не ценим — но это уж как водится. Сам я обязательно пью чай в российских поездах. И никогда не пью там свой чай, даже если везу его целый чемодан. Для меня пить в поезде свой чай, а уже тем более из своей посуды — это примерно как зайти в баню во фраке. Во фраке, конечно, круче, чем голой жопой — но не в бане же!

«Ледниковый экспресс»

Второе исключение — это чаепития в поездах, вписанные-таки в те особенности и возможности, которые предоставляет железная дорога. Самый очевидный вариант таких чаепитий — это чаепития видовые, например, в вагонах с панорамными окнами, как в «Ледниковом экспрессе», который катается по Альпам и в котором подают сенчу. О двух самых интересных примерах таких чаепитий я непременно расскажу — но сначала, все-таки, есть смысл поговорить о банальных решениях, о простом переносе традиционных чаепитий в вагоны. Для полноты картинки, так сказать.

Чаепития в вагонах. Великобритания

Главной страной нарочитых вагонных чаепитий является, конечно, Великобритания. И это совсем не удивительно. Потому что и культура парадных чаепитий, и железнодорожная инфраструктура там развиты на осень высоком уровне — вот их и пересекают. При этом надо понимать, что большая часть красивых британских железнодорожных чаепитий — это специально организованные мероприятия, а не стандартная часть комплекса услуг в пути. Иногда какая-либо железная дорога просто запускает поезд, который ездит два часа по кругу — и в нем сервируют традиционное послеобеденное чаепитие. Так как чай особой фишкой при таком раскладе не сделать, почтеннейшую публику заманивают или винтажным поездом, или интересными окрестностями. Но это конечно, совсем сиротский вариант. В продвинутых случаях чаепитие является частью более масштабного аттракциона.

Вот, например, в мае 2023 года и сразу из трех городов Великобритании можно будет отправиться на поезде «Северная красавица» на станцию Карнфорт, где встречались герои фильма 1945 года «Короткая встреча». За 300 фунтов можно будет прокатиться туда и обратно по живописной сельской местности, выпить послеобеденного чая и всяких прочих напитков, потанцевать на станции под живую музыку и посмотреть на фокусников. Чай там, кстати, от Fortnum & Mason — вполне удачный вариант для такого формата. У компании, которая занимается организацией этого тура, есть еще несколько путешествий с чаепитием на борту, но вот это, про кино, самое интересно, пожалуй.

В Стаффордшире несколько раз весной и летом будет совершать часовые туры поезд, по которому будут разгуливать герои кэрроловской Алисы. В том числе и безумный Шляпник, который будет главным персонажем поездного чаепития. И все это — всего за 22 фунта со взрослого, детям дешевле. Можно выпить чаю и на борту старейшего поезда в мире — но уже не в этом году, в этом году все билеты проданы. И подобных предложений в Великобритании десятки — сказать, что на любой вкус, пожалуй, нельзя — но на любой кошелек точно. И да, в комплекс мероприятий по знакомству с британской чайной культурой хотя бы одно чаепитие в поезде нужно включить обязательно. Чисто для галочки.

Чаепития в вагонах. Не Великобритания

Ну и, собственно, если поезда с чаепитиями на борту катаются по Великобритании — то почему бы им не кататься и по другим странам, особенно исторически с Великобританией связанным. Плотность поездных чаепитий в бывших колониях, конечно, не такая, как в бывшей метрополии — но и там иногда попадаются интересные проекты.

Чаепитие в винном поезде. www.winetrain.com

Про осенний чайный поезд по Канаде я уже как-то писал — он идет через лесной канадский багрец и виды за окном там просто потрясающие. Чайный поезд ездит и по Новой Зеландии — правда из примечательного в нем только новозеландскость. Зато недорогой. По Калифорнии, по долине Напа, ездит винный поезд — ну то есть он катается по американскому винодельческому региону, с остановками и дегустациями. Да и с собой у них точно есть. Но на борту этого винного поезда тоже подают послеобеденное чаепитие. С шикарными видами на виноградники за окном. Если купить билет на такой поезд, но пить в нем только чай — это будет очень крутая контркультурщина. 

Если же контркультурные акции вам не по душе, вы конформист и любите сладкое, то по той же Калифорнии катается Boba Tea Train. 60 долларов, полтора часа и десять видов бабл-ти на борту. С пончиками. Стаканчики с бобой там, к счастью, не очень большие, меньше стандартных. Зато пончики — нормальные такие, бодипозитивные. Жуткий поезд… 

Короче говоря, везде, где есть железная дорога, можно искать и железнодорожный чай. А иногда его можно поискать даже там, где железной дороги нет.

Отцепленные вагоны

Если можно подать чай в вагоне, который прицеплен к локомотиву, то почему бы не подать чай в вагоне, который не прицеплен к локомотиву? Да и вообще стоит в стороне от железной дороги. В общем, как вы уже поняли, на белом свете существуют чайные, оборудованные в списанных вагонах, которые уже никуда не едут. Естественно, эстетику железной дороги такие чайные обыгрывают гораздо более тщательно, чем вагоны действующие. Ну да так всегда бывает — тому, кто и так едет, нет нужды изображать поездку. 

Все такое классическое-классическое. www.carriagesofcambridge.co.uk

Очень милая и совсем недорогая чайная оборудована в старых вагонах в Кембриджшире, в Великобритании. Называется она немного предсказуемо — Carriages Tea Room. С чайной точки зрения там все просто, как швабра. Но все равно очень мило. Вход в чайную оформлен как небольшая станция, интерьеры уютные, виды за окном железнодорожные, можно арендовать старинный автобус — короче говоря, красота.

Все такое таиландское-таиландское. khaoyai.intercontinental.com

Есть отцепленный чайный вагон и в Таиланде, в Пакчонге. Он входит в комплекс отеля InterContinenal Khao Yai Resort — и там вообще весь отель обыгрывает железнодорожную тему, там и номера в вагонах есть. Ну и чайная, стало быть, тоже в вагоне. И даже относительно недорогая для заявленного уровня — за 60-70 долларов там можно устроить нормальное такое чаепитие на двоих в английском стиле с горячим таиландским улуном, фирменными прохладительными чайными напитками и видом на лебедей в озере…

Я, с вашего позволения, этими двумя отцепленными примерами и ограничусь. Но можно не сомневаться, что чай в бывших вагонах подают много где. Просто если я буду пытаться описать все такие проекты, то никогда не доберусь до двух чайных поездов, которые мне очень сильно понравились.

Rovos Rail и Seven Stars

Среди всех примеров пересечений чая, чаепитий и железной дороги, изученных мною за последнее время, я особенно выделил два. Безусловно, в значительной степени мое внимание к ним связанно с их винтажной роскошностью — но это только полдела. Я, повторюсь, не вижу ничего особенного в том, чтобы оборудовать, например, комнату для японских чайных церемоний в вагоне поезда. Хоть какую — хоть вызывающе дорогую, хоть не менее вызывающе демократичную. По габаритам тясицу в вагон вполне себе помещается, а все остальное — дело техники и вопрос ресурсов. И точно я также не вижу ничего особенного в том, чтобу подать в поезде хоть английский послеобеденный чай, хоть русское самоварное чаепитие. Я в своей не особенно бурной, но все-таки молодости как-то топил самовар на обычной гребной лодке, рассекающей по Псковском озеру. Так что просто самовар в поезде мне интересен только техникой дымоотведения, а не с чайной или культурной точки зрения.

А вот если топить самовар не просто в поезде, а на ходу на открытой платформе, так, чтобы настроение предстоящего чаепития полностью определялось скоростью поезда — вот это другое дело. Потому что если дым срывается с трубы и бьет тебе в лицо пополам с ветром, если любой чай становился подкопченым и кругом степь — то это одно чайное настроение. А если поезд идет шепотом — электровозы так умеют — и единственные звуки, которые он издает — это редкие стуки на стыке платформ, кругом туман, лес, болото, тишина и дым из самовара уходит практически вертикально вверх — то это совсем другое чайное настроение.

Так вот, мне удалось найти всего два поезда, которые являются полноценной частью подаваемого в них чаепития, а не просто подставкой на колесах под чайной стол. Это Rovos Rail и Seven Stars. 

Rovos Rail катает состоятельных граждан по нескольким маршрутам по Африке. От Индийского до Атлантического океана, например. Или на водопад Виктория. Или на сафари по Намибии. Или в Кимберли, на алмазы поглазеть. Или еще куда. Так вот, в поездах этого проекта каждый день в 16:30 подают послеобеденное чаепитие. С кенийским, судя по отрывочным данным, чаем — что, конечно, правильно. Но самое классное там не это чаепитие, каким-бы крутым оно ни было. А то, что его могут сервировать на открытой смотровой площадке последнего вагона. Есть там такой балкончик, очень симпатичный.

Тот самый вагончик с балкончиком. www.trainsafaris.com

И это, конечно, чума — ехать по Африке на поезде, пить чай под открытым небом, задумчиво смотреть вдаль и осознавать себя… Да хоть кем! Хоть доктором Айболитом, который устал хлопать бегемотиков по животикам. Хоть капитаном Себастьяном Перейра, торговцем черным деревом и негоциантом. Хоть Аркадием Аверченко, который в Африке никогда не был, но твердо знал, что в слонов лучше стрелять разрывными пулями. Это правильное чаепитие. Осознанное.

Ну а Seven Stars — это поезд, который разъезжает по японскому острову Кюсю. Там есть двухдневные и четырехдневные туры с разными приятными остановками. И в последнем вагоне есть номер с панорамным окном. И вообще там все такое японское-японское, да еще и в стилистике японского интербеллума. И в этом поезде есть японская чайная комната. Немного осовремененная, со столом и табуретками. Но в столе есть очаг, на очаге стоит чайник — и традиционное японское чаепитие там можно устроить совершенно без проблем. 

Я было по первости эту комнату проигнорировал. По озвученным выше причинам — ну тясицу и тясицу, делов-то. А потом присмотрелся к фотографиям и обратил внимание на токоному. Токонома — это, напомню, ниша, в которую на время проведения японской чайной церемонии вешают свиток с каким-либо умным изречением и/или ставят букетик. Хорошее место. И слово хорошее, склоняется без проблем, не то что тясицу. «Дорогая, где мои любимые таби? В токономе, дорогой, ты их всегда разбрасываешь». Кхм… 

Чайная комната слева. mainichi.jp

Так вот, в Seven Stars в чайной комнате функцию токонома выполняет окно. Которое может быть занавешено свитком с изречением. А может быть открыто. И участники чаепития могут втыкать либо в умною мысль, либо в пробегающую за окном Японию. Жалко, что этот поезд ездит по Кюсю, а не по Хонсю — тогда бы за окном пробегала еще и Фудзи. Впрочем, в любом японском чаепитии должно быть несовершенство — иначе ваби, саби и таби не сойдутся.

На мой взгляд, для того, чтобы чай получился действительно хорошим, в одном месте и в одно время должно сойтись три чайных красоты. Красота явлений, красота решений и красота в душе пьющего чай человека. Красота решений в этой схеме обычно самая сложная. В Rovos Rail и в Seven Stars она есть — и, надеюсь, что в этих поездах хотя бы иногда оказываются люди, способные создать две других чайных красоты.