Кому кризис, а кому — малая механизация

Производство чая в Индии в сентябре этого года выросло на 16,5% по сравнению с сентябрем прошлого года. 190 тысяч тонн против 163 тысяч тонн. Снижение производства чая на Шри-Ланке освободило многие экспортные ниши — и индийские производители чая стремятся их срочно занять, наращивая производство чая, в первую очередь — листового. Именуемого в простонародье ортодоксальным.

Памятник на реке Брахмапутра, там, где Ассам… К тексту отношения не имеет. Photo by Sandip Roy on Unsplash

Наращивание производства чая на 16% в Индии, при их объемах производства — это совсем не то, что наращивание производства чая на 16% в Краснодарском Крае. В Ассаме, например, уже остро встает вопрос нехватки рабочей силы и начинают срочно и более широко, чем раньше, использоваться механизированные методы сбора чайного листа. Что неизбежно приводит к снижению качества чая. Но когда надо срочно занимать рынки, это никого не волнует. Сирия вон вообще впервые за 50 лет закупила чай в Индии — до этого года страна плотно сидела на цейлонском чае. Турция с Ираком тоже ищут замену цейлонскому чаю в Индии. Так что понять индийских производителей вполне можно — когда еще представится случай зайти на такие привлекательные рынки.

Канадские почти чайные клоуны

Оказывается, в Канаде существует и вполне себе успешно работает дуэт клоунов James and Jamesy. Обычный, в общем, клоунский дуэт — но есть нюанс. В списке их шоу два имеют чайные названия: O Christmas Tea и 2 for Tea. Понятное дело, что эти представления совсем не про чай, ну или, в лучшем случае, не только про чай. Но чайный столик, чайники и чашки на сцене присутствуют — так что эти шоу можно смело считать чайными. Вот вам трейлер «О Рождественского Чая».

На самом деле, интересно было бы посмотреть.

Статья о татарской чайной традиции

Казанское издание «Реальное время» в рамках проекта, посвященного брендам Татарстана, опубликовало статью «Татарское чаепитие: «попойка» Карла Фукса и воспоминания об эбике». Карл Фукс — это ученый, профессор и ректор Казанского университета, работавший там в начале-середине XIX века и занимавшийся, в том числе, изучением жизни и традиций татар и других народов, живущих рядов с Казанью. А эбика — это бабушка.

Статья, на само деле, хорошая, всячески рекомендую ее прочесть — помните только, что такие статьи часто вводят читателя в грех обобщения, заставляя глобализировать и канонизировать все прочитанное. Мы с вами в нашем чайном информационном пространстве с примерами таких неадекватных обобщений сталкиваемся постоянно. Помните рассказы про то, что никто и никогда в Китае не пьет чай с едой? Из чайной тусовки такая категоричность, вроде как, почти ушла — однако волны от нее до сих пор расходятся и я до сих пор встречаю людей, которые убеждены, что в Китае печенька к чаю — это даже не грех, а ересь. Откусил — и посетители чайной тебя сразу забили шелухой от семечек.

Шикарная фотография из статьи. realnoevremya.ru

Или вот новая тема. Блоггеры и блоггерки, приехавшие не так давно в Казахстан и рассказывающие своим подписчикам о том, как правильно произносить название национальной валюты и называть мобильный телефон, через одного сообщают о том, что в Казахстане пьют чай с молоком, чего никогда не делают в России. Тут, конечно, нужно делать фейспалм, понимая, что человек первый раз в жизни попробовал чай с молоком именно в Казахстане — и на основе своего убогого опыта делает обобщение про весь Казахстан и всю Россию. И если обобщение по Казахстану получается еще более или менее близким к реальному положению вещей, то заявление о том, что в России никогда не пьют чая с молоком — оно совсем пальцем в небо. Причем, что особенно интересно, чай с молоком является не только частью традиций разных народов, населяющих Россию. Он является и частью совершенно русских, но локальных чайных традиций. Короче, всем блоггерам и блоггеркам, давно не выходившим дальше супермаркета, нужно срочно читать Бианки про сову. Ну или мультфильмы смотреть — они короткие. Опять отвлекся…

Так вот. Статья о татарских чайных традициях очень хороша. И после ее прочтения сразу хочется почитать что-то подобное из других городов и регионов России. Конечно, региональным исследователям традиций, в том числе и чайных, очень часто не хватает предметного кругозора, поэтому первыми жертвами беса обобщений становятся они сами — и только потом их читатели. Но зато под рукой у таких исследователей есть уникальная фактура, потому любая статья и любой региональный музей с чайными мотивами для понимающего человека чрезвычайно информативен.

Ну и вот вам кусочек эсхатологической чайной драмы Карла Фукса из обсуждаемой статьи, на закуску.

«Я несколько раз испытал эту чайную пытку, имея до двадцати пяти чашек чаю в желудке, возвращался домой в водяной болезни и должен был на другой день принимать лекарство. Я также несколько раз был в гостях с моим семейством у Татар, наших деревенских соседей. Тогда их гостеприимство показывается во всем блеске; ожидая нас, все в деревне наряжаются в праздничные платья: женщины, покрытые большими платками, дожидаются толпою у полевых ворот; мужчины, которые намерены звать к себе в гости, встречают за четверть версты от деревни, и вот тут начинается чайная попойка. Надобно непременно побывать в пятнадцати домах». 

Портрет К. Ф. Фукса работы Л. Д. Крюкова, 1828 год

Карл Федорович Фукс, кстати, прожил почти семьдесят лет, был счастливо женат, оставил после себя добрую память и достойное научное наследие. Так что все его чайные страдания были совершенно не зря. 

Спортивный комплекс по чайно-террасным мотивам

Архитектурное бюро Захи Хадид — британская архитектурная и дизайнерская компания, основанная Захой Хадид и Патриком Шумахером в 1988 — разработало проект спортивного комплекса в Ханчжоу. Форма трех основных зданий комплекса, насколько это возможно, перекликается с чайными террасами, характерными для окрестных гор. Ну и на стопки тонких блинов они тоже немного похожи. В каком виде и когда будет реализован проект, пока не ясно, но его визуализацией можно полюбоваться уже сейчас.

Ну вот. Эти типа намек на чайные террасы. А внутри там футболисты. www.dezeen.com

15 бессмысленных процентов

Что-то меня опять потянуло высказаться на краснодарскую тему… Повод появился, так сказать. Самые разные новостные агентства Краснодарского Края и самыми разными словами сообщили почтеннейшей публике о том, что чайные хозяйства региона закончили сбор чайного листа и что в этом году они собрали его на 15% больше, чем в предыдущем — примерно 450 тонн. Причем, что любопытно, примерно на третьей-пятой перепечатке 450 тонн чайного листа уже превращаются в 450 тонн чая, что запутывает новость окончательно. Надо понимать, что если речь идет именно о свежем чайном листе, то чтобы примерно оценить количество произведенного чая, нужно просто поделить количество этого листа на 4 или 5, как удобнее. И тогда получится, что краснодарского чая в этом году было произведено примерно 100 тонн.

Я когда об этом прочитал, то вдруг осознал, что все краснодарские чайные новости последних лет касаются, в основном, двух тем: объемов производства и земельных разборок. Земельные разборки сейчас в самом разгаре и это действительно важная тема, так что ее присутствие в новостях адекватно ситуации. А вот новости о увеличивающихся объемах сбора чайного листа или производства чая вызывают некоторое недоумение. Журналисты ведь эти новости не сами придумывают — они получают их или из чайных хозяйств или, если речь идет о совокупной статистике, из администрации Краснодарского Края. Которые — и хозяйства, и администрация — видимо искренне считают, что дополнительные 60 тонн собранного чайного листа кому-то интересны. Да блин! Они даже мне, с моим перегретым интересом к чаю вообще и краснодарскому чаю в частности глубоко фиолетовы. И вот почему.

Это очень классно, на самом деле, что в России есть свои чайные плантации и собственная плантационная чайная индустрия — ну то есть фабрики, на которых свежий чайный лист перерабатывается в чай. Вот только эти фабрики производят ничтожное количество чая — примерно сотню тонн в год при очень примерном потреблении чая в России в сто тысяч тонн в год. И даже если я в разы ошибаюсь со статистическими данными, это ничего не меняет. С количественной точки зрения и в масштабах России краснодарский чай не представляет никакого интереса. И в ближайшее время не будет представлять — даже если его производство вдруг волшебным образом увеличится в десять раз.

Последний раз над имиджем краснодарского чая толково работали в 1994 году

В такой ситуации единственный адекватный подход к развитию краснодарского чая как рыночного продукта — это подход, построенный на создании чая, обладающего уникальными потребительскими качествами. Реально уникальными, а не притянутыми за уши типа самой северности, экологической чистоты или выдающейся русскости. Чтоб понять, какими могут быть уникальные потребительские характеристики чая, производимого в ничтожных количествах, достаточно посмотреть, например, на гёкуро. Которого производится, на минутку, 250 тонн в год — ну то есть это чай одного порядка с краснодарским. При этом гёкуро стал основой целого стиля чаев, его стараются включать во все мало-мальски приличные коллекции, его вкусо-ароматические характеристики и даже внешний вид уверенно распознаются, в его истории есть яркие технологические нюансы, а уж про его цену и говорить нечего.

Ну а теперь давайте посмотрим на краснодарский чай. Который обладает всеми предпосылками для того, чтобы обзавестись уникальными потребительскими характеристиками. Компактный и чертовски привлекательный регион выращивания и производства. Интересная история. Специфические сорта чайного куста и сохраненный сортовой потенциал. И даже очевидное, на первый взгляд, нахождение внутри России, для внутреннего рынка является супербонусом. Потому что возможность быстро доставлять чай потребителям позволяет эффективно и очень эффектно отрабатывать такую фишку, как свежесть чая.

Белый краснодарский чай
Белый краснодарский чай. © Ольга Никандрова

И вот на всем этом невероятном потенциале сидят какие-то унылые люди и рассказывают о том, что в этом году чайного листа собрано на 60 тонн больше, чем в прошлом. За последние годы новости об экспериментах с высососортным краснодарским чаем, о работе с новыми сортами чайного куста, о попытках разрабатывать новое оборудование и о чем-то еще хоть немного живом из Краснодарского Края приходили только от энтузиастов-одиночек. Которые, при всем к ним уважении, не могут сделать ничего, кроме редких и ярких чайных феноменов. А краснодарская чайная индустрия, микроскопическая, но индустрия, гонит дополнительные тонны и инициирует принятие документов, легитимизирующих купажирование краснодарского чая с каким-либо другим. Чтобы продавать в год не 100 тонн откровенно посредственного чая, а чутка побольше. Все копеечка в дом.

Короче говоря, огорчительные чайные новости приходят из Краснодарского Края. Особенно уныло они выглядят на фоне новостей про феерических шотландских чайных шарлатанов. У которых не было практически ничего — но они умудрились сделать яркую чайную историю. В отличие от. 

Суд добрался до героя

В Великобритании дошла до суда одна из самых известных историй чайного шарлатанства последнего времени — история сурового шотландского чая с плантации The Wee Tea Plantation, который продавался под брендом Dalreoch и с оленем на этикетке. Далрок — это название нескольких местечек в Шотландии, но в данном случае речь явно идет о том Далроке, который недалеко от города Перт. Именно там в 2011 году некто Томас Робинсон, известный также как Там О’Браан или Томас О’Брайен обустроил чайную плантацию, на которой, по его собственным словам, в апреле 2014 года росло уже 2000 чайных кустов, размноженных из трех материнских. А в ноябре 2014 года — и вовсе 14000.

Перт — давайте ориентироваться на него — это 56 градусов северной широты, на минуточку. Это широта Себежа. Ну или почти Пскова, если кто вдруг про Себеж не знает. При определенной сноровке выращивать чайные кусты на таких широтах можно — но даже сейчас с явным продвижением чайных плантаций на север, экстремально северные чаи носят феноменальный характер и не никак не претендуют на сколько-либо заметные объемы и сколько-либо приличное качество.

Но в уже упомянутом 2014 году представители The Wee Tea Plantation начали раздавать интервью, в которых радостно сообщали о том, что они разработали уникальную методику выращивания чайных кустов на севере. Суть которой состоит в том, чтобы укрывать кусты полимерной пленкой. И даже показывали видео, где несколько сотен чайных саженцев в специальных защитных чехольчках явно мерзнут и трясутся под свежим шотландским ветром. А специалисты плантации  на фоне чахлых кустиков рассказывали о том, что плевать, что холодно, потому что Дарджилинг вообще в горах и там тоже холодно. Ну и еще добавляли немного про уникальную шотландскую почву (лучшую в мире, понятное дело) и уникальный шотландский воздух. Если бы еще сказали про суровый дух шотландских мужчин и красоту шотландских женщин, то их выступление было бы не отличить от стандартной рекламы скотча. Олень на этикетке, опять же.

Та самая чайная плантация. theteamaestro.com

Дальше — больше. В 2015 году Томас Робинсон, использовавший, напомню, псевдонимы, объявил, что производимый The Wee Tea Plantation настоящий шотландский чай взял золото на конкурсе Salon de Thé в Париже, стал намекать на то, что это лучший чай в мире, а сам себя начал называть «Мистер Чай» (Mr. Tea).

Как вы прекрасно понимаете, все это было ерундой. Но ерундой не наказуемой. Некоторых чайных специалистов, конечно, немного напряг несуществующий парижский конкурс и общая борзота шотландских товарищей — но, в принципе, чайная тусовка отнеслась к проекту лояльно. Конкурсов этих в гастрономическом мире вагон, проверять задолбаешься, сертификаты всякие тоже раздаются пачками, разные претенциозные названия все себе любят придумывать — короче говоря, в защиту шотландских авантюристов сработали сразу три циничных принципа. Про кто без греха, про нашего сукиного сына и про надо присмотреться, вдруг и у нас так получится. И один принцип цеховой солидарности — давайте сейчас простим коллегам мелкие грешки, вдруг у них реально получится что-то крутое. Поэтому, несмотря на некоторый скепсис, Dalreoch Tea попал в фокус внимания не только бестолковых журналистов, но и серьезных чайных спецов. Например, Брюс Ричардсон и Джейн Петтигрю включили новый шотландский чай в одну из редакций книги The New Tea Companion.

В 2015 году попробовал этот чай и я — причем не просто так, а в хорошей компании. Когда новости о настоящем шотландском чае дошли до Пскова, мы с Ольгой включили его в дегустационную программу очередного ЛетоЧая, использовав налаженные каналы доставки чая и хереса из Великобритании. Никаких сомнений в подлинности продукта у нас не возникло — европейские вообще и британские в частности чайные эксперименты в то время уже были на слуху — тот же Tregothnan, например. Ну а я вообще очень доверчивый.

Ненастоящий шотландский чай на ЛетоЧае 2015. © Ольга Никандрова

35 фунтов за 15, кажется, граммов ценой, конечно, были конской. И чай был полным барахлом — что-то типа совсем дешевого Бай Муданя. Однако у него была история, так что в ЛетоЧай 2015 года он вписался вполне себе органично. Ну а последующее разоблачение только добавило этому чаю коллекционной ценности. Подлинные, но унылые чаи европейских чайных проектов уже кто только не пробовал. И дальше количество таких людей будет только расти. А настоящую шотландскую подделку, причем под Пушкинскими Горами (фотографии как раз оттуда), довелось попробовать только нескольким десяткам леточайников 2015 года… Впрочем, я отвлекся.

Если бы тогда, в 2015 и 2016 году ребята из The Wee Tea Plantation не гнали бы лошадей, то все у них было бы хорошо. Довели бы до более или менее плодоносящего состояния несколько парадных кустиков, формально производили бы несколько килограммов настоящего шотландского чая, водили бы на плантации туристов, устраивали бы фотосесии, торговали бы всяким прочим чаем, делали бы купажи с местными травами, завели бы питомник и начали бы торговлю саженцами — и стали ли бы уважаемыми людьми и даже возможно орденоносцами. Но Томасу Робинсону со товарищи такой расклад явно показался скучным и они решили выступить красиво.

К выигрышу в несуществующем конкурсе добавились рассказы о поставках чая в Кенсингтонский дворец, вымышленные звания и профессиональные достижения, яркие презентации с привлечением не самых топовых, но все равно актеров и политиков, подарочные чайные кейсы для президента Обамы и прочая красота. Которая привела к тому, что настоящий шотландский чай появился в отелях Balmoral Hotel и Dorchester Hotel и начал продаваться в Fortnum and Mason и Mariage Freres. Вершиной же академической деятельности шотландских чайных первопроходцев стала продажа саженцев чая компании Jersey Royal Company Ltd на 306 тысяч фунтов. Судя по всему, они просто перепродали туда саженцы, купленные на стороне, выдавая их за особые шотландские и холодостойкие. В Джерси там тоже не Ассам, на самом деле.

Короче, резвились ребята от души, но не очень долго. В начале 2019 года, при участии других производителей шотландского чая и на мощностях Абердинского университета были изучены образцы чая от The Wee Tea Plantation — и он был признан чаем, который можно определить в диапазоне от «не совсем шотландский» до «совсем не шотландский». Проще говоря, чай покупался у оптовиков, упаковывался в коробочки, пакетики и баночки с оленем и втюхивался доверчивым энтузиастами и напыщенным понторезам под видом настоящего шотландского. В том же 2019 году Food Standards Scotland — продовольственный надзорный орган Шотландии — развенчал претензии бренда на вымышленные престижные международные награды. На этом, в принципе, недолгая история настоящего шотландского чая с оленем и закончилась. Если вдруг кому интересны детали и подробности, то о них можно почитать в блоге Брюса Ричардсона. Блог, кстати, вообще хороший, рекомендую 

Ну а теперь вот Томаса Робинсона судят, обвиняя его в мошенничестве на полмиллиона фунтов и продажу поддельного чая по завышенным ценам. Дядька, понятное дело, все отрицает. И, вполне возможно, что от мошенничества на продаже саженцев он отбрехается. А вот с отелями и магазинами — не уверен. 

Прекрасный кейс, на самом деле. Если бы я занимался чайным кейс-стади, то обязательно включил бы его в пакет конкретных ситуация для разбора. Ну хотя бы потому, что от всей этой истории остается стойкое впечатление, что судят Томаса Робинсона не столько потому, что он торговал ненастоящим шотландским чаем — это вообще перспективная бизнес-схема. Сколько потому, что он совсем оборзел и берега попутал. Вот я и разбирался бы со студентами, где грань между уважаемым чайным фермером и презренным чайным шарлатаном.

Тотальная цифровизация чжецзянского чая

В апреле 2022 года в Китае, в провинции Чжэцзян была запущена первая версия глобальной системы управления чаем, название которой можно, пожалуй, перевести как «Чайный мозг» или «Мозг чайной индустрии». В настоящее время к системе подключены чайные проекты в 12 регионах провинции — в том числе, например, в хорошо всем известном Аньцзи.

В самом первом приближении задача системы состоит в том, чтобы собирать и анализировать данные на всех этапах существования чая. Ну и выдавать предварительные решения для управления чаем на всех этих этапах. Таких этапов разработчики системы выделили шесть: выращивание чая, производство чая, транспортировка чая, брендирование чая, чайная культура и продажа и подача чая конечным потребителям. Из предварительных описаний системы не совсем понятно, что в точности подразумевается под чайной культурой — но с большой степенью вероятности это именно учреждения культуры, науки и образования, связанные с чаем: музеи, школы, лаборатории и т.п.

Пульт управления чжецзянским чаем. www.puercn.com

Сбор данных на разных этапах существования чая осуществляется разными способами. На чайных плантациях, например, это банальные датчики — технологии цифровизации плантаций тестируются в Китае уже достаточно давно, так что тут все более или менее просто. Сбор данных из потребительской сферы частично переложен на самих потребителей — через специальные приложения они могут не только получать разную справочную чайную информацию, но и, например, оставлять отзывы. Ну то есть тут тоже все более или менее понятно. А вот цифровизация чайных фабрик потребовала от разработчиков «Чайного мозга» создания концепции чайной фабрики нового поколения, ориентированной на работу в единой информационной среде.

На первый взгляд, получилось очень круто. И с управляющими мониторами, на которые выводится вся информация о подколпачной чайной индустрии и чайной культуре. Как в кино. Если ко всему этому делу добавятся, в конце-концов, еще и нормальные чайные автоматы, способные интегрироваться в единую информационную систему, то получится вообще красиво. 

Новый чайно-винный проект Виктора Енина

Виктор Енин — руководитель проекта «Чайная высота» и автор многих решений, заметно повлиявших на современную чайную России, анонсировал открытие нового чайно-винного проекта. Который будет работать в Москве, на Солянке, на основе бара «Сквот Винная». Который недавно вроде как закрылся, а оказалось, что просто затаился. 

Интерьеры будущей чайной-винной. FB Виктора Енина

Несмотря на большое количество пересечений между чаем и вином, между этими напитками все равно пропасть. Преодолеть ее с использование технологичных и тиражируемых решений невозможно. Поэтому я не очень верю в чайно-винные заведения как в формат. А вот в рамках авторского и неформатного проекта через пропасть между чаем и вином можно навести вполне себе симпатичные мостики. И Виктор как раз мастер таких авторских решений — поэтому предлагаю подождать официального открытия чайной винной — а потом всем туда ломануться. Ну кому не очень далеко, конечно. 

Победители конкурса The Leafies

UK Tea Academy опубликовала список победителей первого конкурса The Leafies, в котором самые разные чаи соревновались в нескольких десятках номинаций. Опубликованный список — отличный способ расширить чайный кругозор, там много всякого любопытного, хоть и с заметным перекосом в Японию. Ну и высказанную ранее гипотезу о том, что среди чайных проектов сформировался пул профессиональных получателей наград, этот список убедительно подтверждает. Там есть победители и французских «Чаев мира» и британского Great Taste Award, которые теперь повесят на свои сайты и упаковки новый шильдик. С чем я их и поздравляю.

Церемония награждения победителей первого конкурса The Leafies. 26 октября 2022 года, Лондон.

Ну и надо понимать, конечно, что чайные конкурсы, проводимые в странах — потребителях чая, категорически отличаются от чайных конкурсов в странах- производителях. Их, эти конкурсы, можно смело называть потребительскими и профессиональными. Без уничижения потребительского характера французских, английских, американских, канадских и всех остальных конкурсов, конечно. Потому что «потребительский» и «профессиональный» в данном случае — это не оценка серьезности конкурса, а его, если можно так выразиться, ориентация. Профессиональные конкурсы готового чая — типа тайваньских или китайских — похожи на спортивные соревнования. Потребительские конкурсы похожи на «Евровидение» или шоу типа «Алё, мы ищем таланты». Профессиональные конкурсы нужны производителям и торговцам, потребительские — торговцам и потребителям. Профессиональные конкурсы определяют лучший чай в своем классе, потребительские — несмотря на наличие формальных номинаций — просто обращают внимание на интересные чаи и чайные проекты. Короче говоря, профессиональные и потребительские конкурсы существуют в параллельных плоскостях и друг с дружкой не конкурируют.

Справочник по китайским сельскохозяйственным брендам

В апреле 2022 года в Китае был запущен онлайн-справочник сельскохозяйственных брендов, имеющих статус географического индикатора. Слово «бренд» в данном случае не должно сбивать с толку. Под брендами составители справочника подразумевают не торговые марки, принадлежащие компаниям, а устоявшиеся названия каких-либо продуктов питания, статус и наименование которых регулируется в Китае законодательно. Типичными и чайными примерами таких брендов являются Пуэр или Анцзи Байча.

Чайных брендов, понятное дело, в этом справочнике хватает — и описаны они весьма подробно, с историей, терруарными и технологическими ограничениями, правилами упаковки и маркировки и потребительскими характеристиками. Короче говоря, в перспективе этот справочник может стать идеальным образовательным ресурсом по китайскому чаю. В перспективе — потому что пока он еще не очень полный и с чисто чайной точки зрения навигация там не очень удобная — вывести все чайные бренды одним списком с кликабельными названиями у меня не получилось, пришлось шастать по интерактивной карте провинций.

Самые крутые китайские чайные бренды. www.cagibrand.com

Навигация справочника, кстати, может быть английской — но вся значимая информация там на китайском. Впрочем, автоматические переводчики, как всегда, справляются. И это, кстати, не единственный такой справочник по китайским GI-брендам, но на сегодняшний момент, пожалуй, самый удобный. Полюбопытствуйте. Тормозную стартовую анимацию можно перетерпеть или пропустить, ну и на чае совсем не обязательно зацикливаться. Защищенные по наименованию овечки в Китае тоже прикольные.

И да, кстати, если верить рейтингу этого справочника, то на сегодняшний день самым солидным сельскохозяйственным китайским GI-брендом является Пуэр. Впрочем, это репутационный рейтинг — если же говорить о стоимости китайских чайных региональных брендов, то по последним доступным мне данным Пуэр — второй. А на первом месте — Сиху Лунцзин. Но Пуэр все равно крут — и это отличный повод вывалить на вас, уважаемые, некоторое количество актуальной пуэрной статистики. В следующем посте. 

Пуэрная статистика 2021 года

Чистые и скучные цифры. В 2021 году было произведено 161000 тонн пуэра — и это первый год за последние десять лет, когда производство пуэра снизилось. Правда совсем немного — в 2020 году пуэра было произведено 162000 тонн. Что это — стабилизация или ковидный провал — станет явно в следующем году. А вот в деньгах пуэрный рынок растет стабильно, игнорируя колебания объемов производства. В 2021 году размер рынка пуэра достиг 18,5 миллиардов юаней — это примерно 2,5 миллиарда долларов. Чуть меньше трех четвертей этого рынка — это шэн-пуэры. Ну и чуть больше четверти, соответственно — шу-пуэры. Постоянно растет доля пуэра на рынке китайской онлайн-торговли чаем — примерно 12% всего продаваемого через интернет чая это именно пуэр. Такой рост вполне объясним — пуэр, особенно прессованный, очень удобен для онлайн-продаж.

Экспорт пуэра с 2015 по 2021 год. www.puercn.com

В период с 2015 по 2020 год экспорт пуэра бессистемно колебался в диапазоне 2700-3500 тонн, в 2021 году рухнул до 2200 тонн, почти на 40% по сравнению с 2020 годом. Ковид, судя по всему. Пуэр экспортируется более чем в 50 стран мира, данных о рейтинге импортеров пуэра у меня, к сожалению, нет. 

Чай с картошкой. Или картошка с чаем

В Сычуани, на одной из недавно заложенных чайных плантаций, между чайными кустами высадили картофель. Логика такого решения очень проста — до тех пор, пока с молодых чайных кустов можно будет начать собирать чайный лист, земля, занятая чайной плантацией, прибыли не приносит, но внимания требует. Как минимум в виде удобрения и прополки. Ну вот китайские коллеги и решили заполнить этот простой картофелем и кукурузой.

Картошка уже посажена между кустами, но еще не взошла. www.puercn.com

Любопытно, что до недавнего времени я знал только о выращивании чайных кустов под какими-либо растениями, например, под кокосовыми пальмами или каштанами. А тут вот, фактически, обратный опыт — выращивание каких-то растений под чайными кустами. Хотя, конечно, пока картошка растет вровень с чаем. А кукуруза и вовсе выше — кустики-то маленькие.

Сбор чая в разные китайские сезоны

Ну и еще один анонс, на китайскую закуску. Коллеги из проекта TeaWall перевели и опубликовали статью о том, какой чай собирается в Китае в разные сельскохозяйственные сезоны. Те самые, которые называется очень романтично — типа Холодный росы или Колошение хлебов — но при этом имеют четкую календарную привязку. В более или менее массовой чайной культуре лучше всего известен, конечно, Мин Цянь — чай, собираемый до 4-6 апреля. Но этот сбор, конечно, не единственный — в переводе описаны 12 разных сезонов с указанием тех чаев, лист для которых в эти сезоны собирается. Хорошая статья, надо запомнить.

Красивая картинка из оригинальной статьи. www.puercn.com

Русская чайная культура, а не русская чайная традиция

«Большой город» опубликовал небольшое интервью с Андреем Колбасиновым — основателем чайного проекта «Нитка». Этот проект, напомню, работает в современном русском чайном стиле и в настоящее время является одним из безусловных лидеров этого направления.

Самая важная часть интервью — это сообщение о том, что книга «Русская чайная традиция», о которой я уже как-то рассказывал, будет готова в ноябре и ее уже можно предзаказать. Самая спорная, на мой взгляд, часть интервью — это плач по русской чайной традиции, которую мы якобы потеряли. Не, я понимаю, что бизнес-концепция «Нитки» — возрождение русской чайной традиции — подразумевает декларацию утраты этой самой традиции. Иначе нечего будет возрождать и не получится концептуальной драмы, которая отлично продается. И с маркетинговой точки зрения я полностью на стороне «Нитки», именно так все и надо делать. 

Интерьер чайной «Нитка». www.bg.ru

Но есть во всем этом один существенный и, если можно так выразиться, академический нюанс. В России давно уже существует не чайная традиция, а чайная культура. Причем, что особенно любопытно, институциализация русской чайной традиции и ее превращение в русскую чайную культуру произошло именно в советское время. Датой, фиксирующей начало этой институциализации, можно считать 1968 год, когда вышло первое издание книги Вильяма Похлебкина «Чай». Именно эта книга, на мой взгляд, является формальным символом превращения чая и чаепитий в нашей культуре из набора атомизированных традиций и массовых привычек, в часть культурного кода. Нет, началось все, конечно, не с Похлебкина. Просто его книга — это удобный хронологический и смысловой ориентир.

Ну и надо понимать, конечно, что развитие, русской чайной культуры, причем как феноменальное, так и институциональное, вполне себе продолжается. И проект «Нитка», равно как занудные книги Соколова, самоварные опыты и блестящий нейминг Енина, турниры Tea Masters Cup, люксовый чайный евангелизм Хорольского, жизнерадостная борзота Шевелева и Потемкина, чайные труды Игнатовича и Дрейзис, пуэрное рэп-растаманство, временами огорчительный чайный перфекционизм Дмитращука, сибирские тусовки братьев Никитиных, заморские чайные проекты наших чайников, московско-китайская и немного опиумная эклектика Баева с Виногродским и многое многое другое, на мой взгляд, свидетельствует об этом развитии.

Еще раз повторюсь. С медийной точки зрения плач по русской чайной традиции вполне оправдан. Эстетика плача сейчас востребована, время такое. Но лукавство этого плача — не в смысле лукавство конкретного человека, а лукавство, так сказать, системное — нужно очень хорошо осознавать, конечно. Все у нас в порядке с чайной культурой, на самом деле.

Дмитрий, спасибо за ссылку!

Концепт из прошлого: самовар Sam

Интервью с Андреем Колбасиновым заставило меня вспомнить один яркий и, к моему большому сожалению, так и не реализованный в железе проект. В 2006 году студия MANWORKS Design, в существовании которой в настоящее время я сильно сомневаюсь, разработала концепт уличного самовара Sam. Концептуальный самовар имел яйцеобразную форму, стоял на четырех агрессивных ножках, был двухстенным, цветным и смотрелся настолько необычно, что вызывал у всех поборников русской старины или немую оторопь или громкое возмущение. 

Концепт самовара Sam

От того проекта остались только статьи в специализированной дизайнерской прессе, немного картинок, да обсуждение на тогда еще очень живом форуме Teatips. Ну и понимание того, что концепт, 17 лет назад выглядевший революционным, сейчас совершенно не удивляет. Я отлично могу представить себе такой самовар на террасе Гостевого дома «У Покровки», где я провел кучу чайных дегустаций. Рядом с грилем Green Egg такой самовар сообще как родной встанет. 

Реклама из прошлого: кофейник на самоваре

Ну и раз уж у нас речь зашла о русской чайной старине и самоварах. Алексей Митрофанов, чей инстаграм является источником вечного старинно-рекламного наслаждения, опубликовал на днях рекламный плакат жженого кофе товарищества «Эйнем». Жженый кофе — это, скорее всего, кофе, обжаренный с добавлением сахара, сейчас такая штука называется торрефакто. Товарищество «Эйнем» — это российская кондитерская компания с главным производством в Москве, придумавшая, кроме всего прочего, конфеты «Мишка косолапый». После революции «Эйнем» стало «Красным Октябрем», который в постсоветское время вошел концерн «Бабаевский», бывший до революции товариществом «Абрикосов и сыновья». Впрочем, все это к делу не особо относится.

А относится к делу то, что на опубликованной рекламе жженого кофе в центре композиции находится огромный и пузатый самовар, увенчанный кофейником. Ну то есть на том месте, где мы у самовара привыкли видеть заварочный чайник, в данном случае вполне себе органично расположился кофейник несколько фаллических пропорций. Что придает всей композиции некой игривости и почему-то заставляет вспомнить совершенно маркетинговую формулировку Household Penetration…

Рекламный плакат жженого кофе товарищества «Эйнем».

Ну а если отвлечься от старческих фантазий, то следует отметить, что самовар совершенно спокойно мог бы стать не только символом русской чайной культуры, но и символом русской кофейной культуры. Самовару, в принципе, все равно, для чего воду кипятить.

Ну увы. Русской кофейной культуры, в отличие от русской культуры чайной, не существует. И глобализационная парадигма современного кофе как бы намекает на то, что в ближайшее время на ее возникновения нет никаких шансов. А нет культурки — нет и символа.

Фестиваль O-CHA в Японии

С 20 по 23 октября в Сидзуоке, в Японии, прошла осенняя сессия восьмого чайного фестиваля O-CHA. Весенняя сессия фестиваля прошла в начале мая и была двухнедельной, осенняя часть получилась покороче, но, судя по всему, все равно насыщенной. К сожалению, медийное сопровождение фестиваля получилось не очень динамичным, поэтому пока составить заочное представление о мероприятии крайне сложно. Но можно не сомневаться, что коллеги из Global Japanese Tea Association о фестивале расскажут, ну я все это дело прочитаю и перескажу. Сейчас могу сказать только, что в рамках фестиваля прошел конкурс зеленого чая, который, как положено, называется мировым — но соревнуются в нем, большей частью, японские чаи.

Они как бы говорят: O-CHA!

Поддержка краснодарских чайных проектов

Судебное заседание по вопросу нецелевого использования земель, находящихся в Краснодарском Крае России и предназначенных для выращивания чая, которое должно было быть состояться 19 октября, было перенесено на 26 октября. Образовавшуюся паузу некоторые ответчики использовали в том числе и для медийной активности.

Мне крайне сложно комментировать содержание этой активности, но вот качество ее исполнения вызывает определенные вопросы. Ну вот, например, ссылка, по которой предлагают заступиться за Мацестинское чайное хозяйство, ведет на петицию на change.org, призывающую не дать угробить «Ферму Экзархо». Которая совсем даже нечайная. Если немножко поразбираться, то связь этих двух проектов становится понятной. И даже становится ясно, что поддержка «Фермы Экзархо» — это, в том числе, и поддержка Мацестинского чайного хозяйства. Но недоумение все равно остается. Усугубляется оно и использование для оформления петиции сайта change.org, которое в России носит чисто терапевтический характер.

И вот все это дело отлично иллюстрирует мое личное отношение к крупным краснодарским чайным проектам. Чисто теоретически и в принципе я полностью на их стороне и желаю им сохранения, всяческих успехов и еще более всяческого и, непременно, чайного развития. Но когда я пробую их чай и наблюдаю другие результаты их деятельности, качество которых могу оценить, то испытываю острый приступ испанского стыда.

Краснодарские чайные плантации. www.kommersant.ru

Что же касается земельных споров, то там, как мне кажется, возникла совершенно банальная ситуация, при которой в одной папке оказались и ответчики, которые реально или нифига не делают с чайной землей или ее как-то нецелево и позорно используют, и ответчики, которые сделали на этой земле что-то толковое и полезное — не только для самих себя, но и для земли. При таком раскладе любое судебное решение «по площадям» разрешит ситуацию с формальной точки зрения, но выплеснет вместе с водой и некоторое количество детей, в том числе и чайных. Так что для начала положительным исходом всех этих разбирательств мне видится решение, согласно которому с каждым арендатором будут разбираться индивидуально. Это займет время — но даст шанс на адекватное разрешение ситуации.

Что же касается петиции и поддержки, то вот ссылка — а подписываться под ней или нет, решайте сами. 

Чайные десерты и чайная косметика

По наводке Сергея Хорольского узнал вчера, что в московском кафе Avocado Queen появились три новых десерта: десерт на чёрном чае с имбирным печеньем, цитрусово-мятный чизкейк с марокканским чаем и шоколадный бисквит с чёрным чаем и коньяком. Десерты разработаны в коллаборации с косметическим брендом Love Art Tea и подаются в характерных таких баночках для крема (фотографии утащены из их телеграма). Черного цвета. В принципе, выглядят десерты очень аппетитно. Хотя, конечно кремовые баночки меня лично несколько смущают. Но если вы в детстве косметический крем из баночек не пробовали, то вам бояться нечего, ненужных ассоциация у вас не возникнет.

Чайный десерт в кремовой баночке. Avocado Queen

Ну и Love Art Tea, конечно, замечательный проект. Практически вся их косметика построена на чайных темах — и, что особенно приятно, этой косметики у них очень много. Обычно чайно-косметические проекты выпустят одну-две баночки и прыгают до потолка от радости. А тут на каждую тему — например, зеленый чай с ванилью — и гель для душа, и спрей для белья, и крем для тела, и соль для ванны. Хочешь, душ принимай, хочешь, белье опрыскивай, а хочешь — ванну соли. Красивые десерты, и косметический проект красивый. Сергей, спасибо за новость. 

Фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!