Желтый чай из Бангладеш

Оказывается, еще в марте прошлого года бангладешский чайный сад Бриндабан (Brindaban Tea Estate) начал коммерческое производство желтого чая. Некоторое время Бриндабан, уже производящий до этого черный, зеленый и белый чай, с желтым чаем только экспериментировал — но в прошлом марте смог довести небольшие его партии до аукционов. Первая шестикилограммовая партия желтого чая ушла с аукциона по 87 долларов за килограмм, ее приобрел чайный дом из Шримангала. Вторая партия и вовсе ушла с аукциона по 128 долларов за килограмм — и обе эти цены, конечно, запредельны для бангладешского чая. В прошлом году специалисты чайного сада Бриндабан рассчитывали, что им удастся выйти на производство примерно 500 килограмм желтого чая в год — однако с августа 2021 года никаких желточайных новостей из этого чайного сада не поступало. Так что в каком состоянии сейчас находится этот смелый эксперимент, сказать сложно.

Фотографий бангладешского желтого чая нет, поэтому новости о нем иллюстрируются фотографиями из фотобанков. www.thedailystar.net

Ну и так как у нас уже не первый раз за последнее время в новостях всплывает Бангладеш, вот короткая чайная справка по этой стране. В год Бангладеш производит примерно 80-90 тысяч тонн чая и почти все их сам и выпивает, только небольшое количество бангладешского чая уходит на экспорт, в основном в Пакистан. Которому, на самом деле, удобнее всего было бы покупать чай в Индии, но который отказывается это делать по чисто политическим причинам — а тут как раз рядом не менее удобный, хоть и маленький в чайном плане, Бангладеш.

В основе бангладешской чайной культуры лежит черный чай — простой и недорогой. Традиция его потребления в Бангладеш полностью соответствует региону. В первом приближении там пьют просто черный чай с молоком и сахаром. А вот если присмотреться, то окажется, что там пьют черный чай с молоком и сахаром множеством разных способов и с кучей разных добавок. Например, сервируя уже готовый чай в прокаленные глиняные кувшинчики, из которых он радостно и частично выкипает перед подачей. Ну и чай без молока там, конечно, тоже пьют — и не только черный. Модные чайные тенденции не обходят страну стороной. И не только чайные.

Появление в бангладешских городах в достаточном количестве более или менее глобализированной молодежи, склонной к демонстративному потреблению и имеющей в кармане условную лишнюю десятку, привело к активному развитию в этих самых городах культуры кофеен и к росту домашнего потребления кофе. Понаблюдать за началом кофеизации Бангладеш, на самом деле, было бы очень интересно — потому что такое наблюдение помогает лучше понимать условия, при которых в потребительской культуре происходит изменение чайно-кофейного баланса. Жалко только, что систематического наблюдения не получится. Новости из Бангладеш приходят не часто. 

Кофеин и алкоголь

Группа американских и исландских специалистов, изучив почти 1400 подростков, пришла к выводу, что потребление подростками кофеина в количестве, превышающем 100 миллиграмм в день, связано с дальнейшим употреблением алкоголя. Ну то есть, грубо говоря, если в 11-12 лет подросток ежедневно выпивает чашку кофе, кофейного напитка или банку энергетика, то вероятность того, что он рано попробует алкоголь, у него выше, чем у ровесника, который не потребляет кофеин в таких количествах.

Честно говоря, я не вижу в таких результатах ничего удивительного и сильно сомневаюсь, что дело тут в кофеине. Причины у выявленной связи скорее социальные, чем физиологические. Кофе и энергетики — это напитки, которые в подростковом возрасте чаще всего употребляются сообща. И если подросток находится в условиях, где совместное распитие напитков является нормой (так и хочется сказать «попал в дурную компанию»), то нет ничего удивительного в том, что однажды кофе и энергетики во время совместного распития будут заменены пивом и алкогольными газировками. 

Вот в таких местах молодые потребители кофеина и проваливаются в алкогольную бездну. Photo by Leon Seibert on Unsplash

Но если вам нужна пугалка в стиле «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», то пользуйтесь на здоровье. От капучино до вишневого крика один шаг, да. 

Рост популярности и сжигание вьетнамского чая

Сразу две вьетнамских новости попались мне на глаза в один день. Первая новость — это небольшая статистическая справка, позволяющая понять место Вьетнама в мировой чайной торговле и мировом чайном производстве. В настоящее время Вьетнам является седьмой в мире страной по объемам производства чая и пятой — по объемам чайного экспорта. Только за первую половину этого года Вьетнам отправил за границу 54000 тонн чая на 94000000 долларов. Такие данные всегда очень удобно сравнивать и делить. Сравнивать с потреблением чая в России, которое в первом приближении можно считать равным 100000 тонн в год. Ну то есть за полгода Вьетнам продал на внешнем рынке примерно столько чая, сколько выпивает за эти же полгода вся Россия. Ну а делить, конечно, нужно доллары на килограммы — и тогда получится, что средняя цена на вьетнамский чай составляет 1 доллар 75 центов. Совершенно бесполезная для потребителей информация, но зато солидная и с цифрами.

Черт-черт-черт! Они же его реально спалили! www.taiwannews.com.tw

А вторая вьетнамская новость пришла с Тайваня, где на днях уничтожили девять с половиной тонн вьетнамского чая, ввезенного на остров очередным ушлым умником, который решил продавать этот чай под видом тайваньского. Чай, кстати, сожгли — и ведь он, наверняка, был не самым худшим, потому продавать его собирались под видом высокогорного тайваньского. 

Микробиологическая ферментация и глобальные процессы

Китайские ученые проанализировали все исследования, связанные с микробиологической ферментацией чая, до которых смогли дотянуться, и пришли к выводу, что эта самая микробиологическая ферментация чрезвычайно благоприятно сказывается на свойствах чая. Как потенциально целебных, так и чисто потребительских. После микробиологической ферментации усиливаются антибактериальные и антиоксидантные свойства чая, увеличивается противовоспалительный и диетический потенциал напитка, снижается его горечь и терпкость, улучшается аромат и цвет становится более приятным. Это если в целом и по площадям.

Что же касается частностей, то это исследование интересно тем, что китайские ученые не делали разницы между исходным ферментируемым сырьем. Изучалось влияние ферментации и на чайные листья, как в случае с пуэрами и другими темными чаями, и на чайный настой, как в случае с комбучей. Также китайские ученые типологизировали микробиологическую ферментацию, разделив ее на бактериальную, дрожжевую, плесневую и грибную. И отдельно разобрали влияние каждой из перечисленных ферментаций на компоненты чайного листа или чайного настоя.

Мощная картинка с разными видами микробиологической ферментации. www.ncbi.nlm.nih.gov

Важно понимать, что при традиционном производстве пуэра и традиционном изготовлении комбучи речь не идет только о ферментации бактериями или только о ферментации плесенью — там работают консорциумы микроорганизмов разных типов. И в этом смысле китайская работа имела бы чисто теоретическое значение, если бы не одно «но».

В настоящее время очень активно развиваются разные микробиологические технологии, позволяющие довольно точно управлять ферментацией. И знание о том, как изменяется чай под действием, например, бактерий или дрожжей, в перспективе дает шанс на разработку ферментированных напитков с заданными свойствами,  том числе и с заданным вкусом и ароматом.

Ну а если мыслить совсем глобально, то тут включается еще один фактор. В последнее время очень часто звучат разговоры о снижении спроса на чай и стагнации чайного рынка — при этом в таких разговорах, как правило, упускаются два существенных момента. Во-первых, реальные проблемы есть только в том, если можно так выразиться, месте рынка, где происходит потребление традиционного черного чая — оно действительно снижается. Но это снижение потребления традиционного черного чая удивительным образом может вообще не затрагивать производителей чая, в том числе и черного. Потому что параллельно снижению потребления черного чая растет потребление разных околочайных продуктов, начиная от катехиновых пилюль и заканчивая разными чайными напитками, от уже привычного холодного чая до чайно-алкогольных коктейлей, комбучи, энергетиков и других функциональных напитков, например, с l-теанином. Я бы с интересом посмотрел, например, на то, как изменилась за последние десять лет структура крупных покупателей чайного листа и чая. Ну просто чтобы прикинуть, как меняется в этой структуре доля производителей экстрактов и прочих чайных препаратов.

И китайское исследование микробиологической ферментации — это как раз про такие перспективы. Которые в небольшой степени, конечно, коснутся ценителей классического чая. Но которые очень позитивны для выращивания и производства чая в целом. И не надо пугаться того, что весь чай уйдет на газировки. Франция и Испания производят огромное количество простенького виноматериала, из которого по всему белому свету делают дешевые и, чаще всего, дрянные алкогольные напитки. Но это никак не мешает Мутон Ротшильду выпускать каждый год шикарное вино с авторской этикеткой, а бодеге Барбадийо разливать четыре раза в год дивные слабофильтрованные хересы со зверушками на этикетках. С чаем ситуация похожая. Чем больше будет на рынке всякой попсятины, тем больше денег будет в индустрии. И часть этих денег непременно превратится в отличный чай. 

Ферментационный павильон как объект туризма

Есть такая английская компания — Real Kombucha. Она занимается производством и продажей сортовой комбучи. Ну то есть комбучи, изготовленной на разных чаях. Основными позициями их текущего ассортимента являются комбуча на дарджилинге и комбуча на лунцзине. Эти напитки разливаются в бутылки для игристого, закупориваются игристой пробкой, зафиксированной проволочкой-мюзле, продаются по 9 фунтов за бутылку и активно продвигаются как безалкогольный аналог игристого вина.

Выглядит новый ферментационный цех не очень нарядно, но внутри, наверняка, прекрасен. www.thedrinksbusiness.com

Так вот. В октябре эта компания запускает новый ферментационный цех, который позволит увеличить производство комбучи с 10000 до 250000 литров в месяц. Цех этот будет называться The Fermentery — и главная его фишка, на мой взгляд, состоит в том, что он будет использоваться как экскурсионный объект. Это красиво. Жалко только, конечно, что там все будет из нержавейки. Вот если бы танки с чайным грибом были бы прозрачными, то экскурсия на такой объект могла бы доставить изрядное удовольствие истинным эстетам. 

Список алкогольных чайных газировок 

Ну и раз уж у нас сегодня зашла речь о разных околочайных продуктах. Сайт Mashed, последнее время регулярно радующий разными чайными подборками, опубликовал список Boozy Tea, обязательных для дегустации. По мнению обозревателей сайта, конечно.

Boozy Tea, напомню, это слабоалкогольный газированный напиток на основе чая. Ну и со всякими вкусовыми добавками. В подборке Mashed, например, есть Boozy Tea из белого чая с дыней, из белого чая с юдзу, грушей и шалфеем, из черного чая с лимоном, из гибискуса с лаймом, из огуречного чая (не могу точно сказать, что это такое) с персиком и чабрецом — ну и так далее. В газированный алкоголь можно добавлять все, что угодно, на самом деле.

Вот это, пожалуй, самое неожиданное сочетание. Алкогольная чайная газировка на рыбалке. Они бы еще с чемоданом пошли. www.mashed.com

Я, собственно, почему обратил внимание на этот газированный чайный сотонизм. На мой взгляд, слабоалкогольные чайные газировки — это отличный вариант расширения ассортимента для крафтовой пивоварни. Так что если у вас есть на примете пивовары-энтузиасты, предложите им приготовить что-либо чайное. Легкий газированный вариант грога со специями, например. Или пиво с матчей, как это недавно сделала днепровская пивоварня Mova в коллаборации с днепровской же чайной компанией Teahouse. 

Препараты зеленого чая и крем от загара

Не совсем актуальная информация в августе, конечно — но вдруг кто в горы пойдет или в Эмираты поедет… Итальянские ученые опубликовали обзор научных работ, связывающих пероральное употребление препаратов зеленого чая с решение всяких разных проблем с кожей. В их умелые руки попали работы, изучающие фотостарение кожи, акне, генодерматоз и эритему. Оказалось, что более или менее существенное влияние поедание препаратов зеленого чая оказывает только на повреждения кожи, индуцированные ультрафиолетом. На повреждения кожи, связанные с генетической предрасположенность или нарушением обмена веществ препараты зеленого чая никак не влияют. Что и не удивительно.

Картинка с возможными полезными для кожи эффектами зеленого чая. pubmed.ncbi.nlm.nih.gov

На основании всего изученного итальянские ученые рекомендуют использовать препараты зеленого чая, предназначенные для перорального употребления, вместе с защитным кремом или даже вместо него. Не могу никак прокомментировать это ценное знание — отмечу только, что речь в итальянской работе идет не о зеленом чае, а о его препаратах. То есть, например, о разных порошках и пилюлях с убойной дозой катехинов.

Чай, сигареты и интеллектуальный досуг после ужина

Удивительно заковыристое исследование провели не так давно китайские ученые. Они изучили, как связаны между собой курение, интеллектуальная активность и потребление чая. Причем не просто так, а после ужина. Предпосылки у них были такие. В Китае интеллектуальные занятия, к которым ученые отнесли азартные игры, сверхурочную работу и компьютерные игры, являются распространенной формой проведения досуга, в том числе и вечернего. И часто сопровождаются курением и чаепитиями. Ученые предположили, что эти три занятия связаны между собой. Ну то есть человек садится в картишки перекинуться — и решает заодно чайку выпить. А там и сигарету на автомате выкурит. А потому опять чайу — и так по кругу. А в итоге — рак легких и прочие неприятности.

Короче говоря, выяснилось страшное. Если курящий человек вечером только пьет чай или только занимается интеллектуальной деятельностью, то все нормально, интенсивность его курения не отличается от обычной. А вот если курящий человек вечером совместит интеллектуальный досуг с употреблением чая, то все, туши свет — у него срывает крышу и он начинает курить гораздо интенсивнее.

Курение и досуг. Photo by Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash

Результат, кстати, если предаться воспоминаниям, не удивительный. Как человек, заставший еще времена курения без особых ограничений, могу сказать, что чай и высокая интенсивность курения были непременными атрибутами любой инженерной тусовки — причем не только по вечерам. 

Какигори с чаем

В Японии не так давно стартовал проект «Сидзуока Чагори 2022». Его заковыристое название расшифровывается, на самом деле, очень просто. Сидзуока — это префектура, которую, пожалуй, можно назвать главной чайной префектурой Японии. А чагори (茶氷, «чайный лед») — это какигори с чаем. И именно эти самые какигори с чаем из Сидзуоки и являются информационной начинкой проекта — на его сайте собраны ссылки на чайные какигори, подающиеся в пятидесяти семи заведениях в разных городах Японии, в основном в самой префектуре Сидзуока.

Какигори — это традиционный японский десерт, изготавливаемый из ледяной стружки и вкусовых добавок. Ледяная стружка для этого десерта аккуратно соскабливается с цельного куска льда. В принципе, ледяную стружку с куска льда можно нашкрябать любым ножом — но сейчас для получения ледяной стружки используются самые разные устройства, как чисто механические, так и электрические. Эти приспособления используются не только потому, что с ними проще, но еще и потому, что с ними быстрее — если кусок льда без специальной подготовки шкрябать руками, то ледяная стружка будет быстрее таять, чем прибывать. А механизмы позволяют все делать быстро.

Разные чайные какигори. Реально страшные. note.loconavi.jp

В самом простом случае эта самая ледяная стружка набирается в какую-либо чашку и поливается сверху сиропом. И все, и какигори готов. В более сложных случаях стружка и вкусовой наполнитель могут заполнять чашку слоями, а сверху на горку льда с сиропом может еще водружаться какой-либо актуальный топпинг. В Японии такой десерт очень популярен, особенно в жару. Для потребителей за пределами Японии десерт какигори, похоже, излишне экзотичен — несмотря на простоту приготовления, особой популярности он не снискал. Хотя в Москве, например, его кое-где готовят.

Так вот. Чай — это одна из самых естественных вкусовых заправок для какигори. Особенно матча, потому что из нее проще всего приготовить что-либо сиропообразное. А еще у нее цвет яркий и репутация оздоровительная. Хотя, конечно, вкус у льда с матчой и сахаром должен быть сильно на любителя.

Впрочем, матча — это не единственный чай, который используется для заправки какигори. На сайте «Сидзуока Чагори 2022» собрано сорок с лишним разных чайных какигори. Мед и матча с лимоном, сенча, клубника и черный чай, черный чай с персиком, матча и шоколад, черный чай с молоком и сахаром, ходжича с карамелью, матча с клубникой и молоком, гёкуро, матча с сакэ и юдзу, ходжича с маскарпоне, матча с адзуки — ну и так далее. Честно говоря, при перечислении словами все это дело звучит крайне привлекательно. А вот картинки уже не такие аппетитные. Впрочем, посмотрите сами — вдруг понравится. Опять же, как любая подборка уже отработанных рецептов, сайт «Сидзуока Чагори 2022» — это отличный источник странных идей. 

Кросскультурное чайное кино

В английском Йоркшире начались съемки фильма A Cuban Girl’s Guide to Tea and Tomorrow. Это название можно, пожалуй, перевести как «Пособие для кубинской девушки по чаю и будущему». В основу фильма легла одноименная и недавняя книжка Лоры Тейлор Нейми (Laura Taylor Namey), героиня которой, та самая кубинская девушка, переехала на время из солнечного американского Майами, где она работала в кубинской пекарне, в пасмурный английский Винчестер. Где недостаток солнца, непривычная еда, депрессия и вообще все плохо. Было плохо, пока знойная кубинская девушка не встретила продавца из местной чайной лавки, который стал для нее проводником в мир чая и сельской английской пасторали.

Книжка про влияние чая на знойных девушек и ее автор. www.bookishsanta.com

Никаких подробностей о фильме пока нет. И трейлера тоже нет. Но я искренне надеюсь, что фильм получится хорошим. И после его просмотра каждому станет понятно, что если ты хорошо торгуешь чаем, то однажды к тебе приедет загорелая девушка, свернет специально для тебя сигару на стройном бедре и попросит чаю и показать город. Нет, сначала показать город, а потом чаю.

Чайный хип-хоп фестиваль в Санкт-Петербурге

И еще о культуре. В Санкт-Петербурге, где торговцы чаем опытны и давно уже поняли, что кубинские девушки на один только чай приезжают только в кино, 17 сентября вечером начнется чайный хип-хоп фестиваль. Там будут варить пуэр — в ведре и просто так — танцевать брейк, продавать чай и читать рэп. А поздно вечером еще и афтепати устроят. Вход на фестиваль со своей пиалкой бесплатный. Без пиалки — 300 рублей. Я бы сходил. 

Фестиваль маленький, а афиша большая. vk.com/chahiphophfest

Устойчивость поставок чая и сотрудничество

На Шри-Ланке не так давно группа любознательных коллег опросила специалистов ланкийских чайных компаний на предмет того, как бизнес-коллаборация помогла им пережить кризис, спровоцированный пандемией. Ну и прочими ланкийскими неприятностями.

Несмотря на странно звучащую тему опроса, он очень интересен. И не только потому, что в нем приняли участие в основном представители чайных компаний, работающих на рынке более 15 лет. А еще и потому, что характер коллаборации полностью определяется специалистами компании. На погоду, правительство, коронавирус и кучу прочих объективных факторов чайные компании влиять не могут. А вот выстраивание собственных коммуникаций полностью в их руках — так что мнение ланкийских специалистов по поводу этих коммуникаций крайне интересно.

В основу опроса легло предположение, что в таком обширном понятии как бизнес-коллаборация можно выделить пять значимых компонентов. Первый компонент — это активный обмен знаниями и информацией с партнерами. Второй компонент — эффективные каналы коммуникации, как внутренние так и внешние. Ну чтобы те же самые знания и информацию можно было передавать быстро и без искажений. Третий компонент — это постоянная координация всех действие со всеми партнерами, даже если эта координация превращается в тотальный контроль с элементами паранойи. Четвертый компонент — это интеграция компании в бизнес-процессы других компаний. Ну то есть это, грубо говоря, такая ситуация, при которой связь, например, поставщика и закупщика не ограничивается простым одноразовым контрактом, а подразумевает, что специалисты поставщика и титестеры закупщика будут взаимно откалиброваны. Ну и так далее. И, наконец, пятый компонент — это прозрачность компании. С ней все понятно, это сейчас модно.

Компоненты сотрудничества. link.springer.com

Так вот. В ходе опроса специалистов ланкийских чайных компаний, большей частью, повторюсь, старых и опытных, попросили оценить важность каждого из перечисленных выше компонентов бизнес-коллаборации для устойчивости компании в условиях постоянного воздействия на нее неблагоприятных внешних факторов.

Как это часто сейчас бывает, специалисты отметили, что важно все: и обмен знаниями, и хорошие каналы связи, и координация действий, и интеграция с прозрачностью. Но некоторые компоненты заметно важнее, чем другие. Самыми важными для устойчивости компаний в тяжелое время ланкийские специалисты сочли эффективную связь и координацию действий. Грубо говоря, они четко обозначили, что принимать решения нужно быстро и сообща. А вот интеграцию, обмен информацией и прозрачность ланкийские спецы признали заметно менее важными. Что тоже немножко понятно. Интеграция требует стабильности, а с ней сейчас проблема. А прозрачность и обмен информацией — это, скорее, бантики, чем действительно важные вещи, особенно для крупных проектов. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на часто убогие сайты и соцсети действительно крупных чайных компаний. Они такие не потому, что в крупных компаниях все дураки. А потому, что для крупных компаний распространение информации и прозрачность редко бывают значимыми бизнес-инструментами.

Занятное исследование. И результаты интересные. 

Чайные вкладыши Tea Cards

Сейчас об этом уже мало кто знает, но в период с 1940 по примерно 1980 год многие чайные компании, торгующие в Великобритании, вкладывали в пачки с чаем карточки-открытки — Tea Card. Их формат практически полностью был позаимствован у сигаретных вкладышей, появившихся еще в конце XIX века. Но стилистика оформления и сюжеты чайных вкладышей от вкладышей сигаретных, конечно, отличались. В сигаретах доминировал суровый дух маскулинных авантюр и развлечений — индейцы с ковбойцами, цирковые красотки, спорт, война и разные машинки. В чайных карточках приключенческие сюжеты тоже, конечно, встречались — но они были мягкими, в жюльверновской парадигме. А доминировали в чайных карточках птицы, звери, цветы и прочая живая природа с вкраплениями искусства.

Типичные чайные карточки. Красивые. www.brookebondcollectables.co.uk

В пору своего расцвета чайные карточки выпускались сериями и были предметом коллекционирования. Для них даже выпускались специальные альбомы, примерно как для марок. Чайным вкладышам часто придавалась дополнительная функциональность — например, некоторые серии можно было использовать как рождественские открытки. Некоторые чайные бренды — Brooke Bond Dividend, например — обыгрывали наличие чайных карточек в пачках как дополнительный бонус-дивиденд, который получает покупатель. Brooke Bond — тогда еще самостоятельная чайная компания, возможно, крупнейшая в мире и создавшая, кроме всего прочего, популярный до сих пор бренд PG Tips — вообще отрывалась с чайными карточками по полной программе, часто делая их основной темой своей чайной рекламы. И обменивая полные комплекты карточек какой-либо серии на деньги или продукты. 

По мере развития информационного окружения чайные карточки, равно как и карточки сигаретные, равно как и вкладыши в жвачки, вышли из широкого употребления. Визуального контента стало предостаточно и наличие в чайной пачке веселой картинки перестало быть дополнительным мотиватором для потребителей. В 1990-х ненадолго возник феномен круглых фишек для игры в Pog — у нас эти кругляшки назывались «кэпсы» или «поги» — в него вписались и некоторые английские чайные компании. В каком-то смысле эти фишки можно считать эволюцией чайных карточек-вкладышей, но так, с большой натяжкой.

Короче говоря, в настоящее время из обиходной потребительской культуры чайные вкладыши практически полностью ушли. Но сохранились в культуре коллекционной. Так что если коллекционировать ярлычки от чайных пакетиков вам не позволят высокий социальный статус, можете коллекционировать чайные вкладыши. Это такой добротный винтаж с легким налетом англофилии — самое оно для причуды на старости лет.

Рекламные чайные шимпанзе

Ну и раз уж я вспомнил Brooke Bond. С 1845 по 1984 год Brooke Bond был самостоятельной компанией, одно время и вовсе одной из крупнейших если не крупнейшей чайной компанией в мире. В 1984 году Brooke Bond, до этого слившийся с компанией Liebig, был приобретен концерном Unilever и превратился из самостоятельной компании в бренд. Ну и запущенный в 1930 году и основной бренд Brooke Bond — PG Tips — тоже перешел к Unilever. Чай PG Tips до сих пор является одним из лидеров британского чайного рынка — правда владеет им уже Ekaterra, компания, не так давно созданная Unilever в процессе переосмысления своих чайных активов.

Чайные шимпанзе на чайный карточках. www.brookebondcollectables.co.uk

Так вот. В пору своей самостоятельности Brooke Bond отметился яркими рекламными кампаниями, самой запоминающейся из которых стала кампания с шимпанзе. Особенно хороши там отсылки к бондиане. My name is Bond. Brooke Bond — от всей души рекомендую. 

Эти же шимпанзе потом отметились на упомянутых уже круглых игровых фишках и до сих пор время от времени появляются и в рекламе, и в качестве темы для фирменных сувениров бренда PG Tips.

Brooke Bond D

Обезьянья серия была не единственной заметной рекламной темой Brooke Bond. Был у них, например, спорный в свете современной повестки ролик про женщину, которую чай Brooke Bond D снова делает человеком.

Этот Brooke Bond D — тоже, кстати, любопытный бренд. Он был запущен в 1935 году и под упомянутым уже выше названием Brooke Bond Dividend — и довольно долго был весьма популярным, активно интегрируясь в актуальную культуру. Например, уже после переименования из Brooke Bond Dividend в Brooke Bond D этот бренд выпускал магнитофонные кассеты с хитами чартов. Да и вообще они с музыкой активно работали, в том числе и перепевая известные песни. Мне попадалась, например, информация о рекламе, в которой пели A Nice Cup of D вместо A Nice Cup of Tea — замена очевидная, но от этого не менее удачная. Этого ролика я, кстати, не нашел.

Один из вариантов упаковки Brooke Bond D. marcussteaduk.wordpress.com

Ну а самое любопытное в этом бренде то, что его можно назвать жертвой чайных пакетиков. Основной версией постепенной потери брендом Brooke Bond D своих рыночных позиций считается то, что бренд прохлопал ушами рост популярности пакетированного чая. А когда опомнился, было уже поздно. Ну и концерну Unilever столько брендов не нужно было, поэтому Brooke Bond D постепенно схлопнулся. Оставив после себе прикольные ролики.

Чайные предпочтения строителей

В британской чайной культуре, как известно, существует такое понятие — Builder’s Tea, «чай строителей». Это крепкий чайный чай, почти всегда пакетированный и заваренный непосредственно в кружке, чаще всего с молоком и, довольно часто, с сахаром. Его строительное название обычно объясняется тем, что такой чай во время перерывов пьют строители и другие люди, занятые преимущественно физическим трудом. Ну, вернее, пили во времена возникновения термина — современные английские строители совсем не обязательно пьют во время перерывов крепкий чай, почти половина из них предпочитает сладкие и молочные кофейные напитки. Впрочем, большая половина строителей пока предпочитают чай, так что от своих корней термин Builder’s Tea еще не совсем оторвался — хоть и изменил свое значение.

В современный английской чайной культуре Builder’s Tea — это не столько чай, употребляемый конкретной группой потребителей, сколько чай с определенными потребительскими характеристиками. Черный, крепкий и в пакетиках. И пригодный для очень быстрого заваривания. Ну то есть, по сути, большая часть современного английского чая — это именно Builder’s Tea.

Оказывается, есть разница. twitter.com/jimbobpaz

Так как значительная часть британских потребителей чая в течение рабочего дня давно уже переместилась со строительных площадок в офисы, современный Builder’s Tea оптимизирован под офисное заваривание — быстрое и не всегда кипятком. И под употребление с молоком. Именно такая оптимизация определяет формат чайных пакетиков самых массовых британских чайных брендов — PG Tips, Yorkshire Tea и Tetley. В их пакетиках примерно по три грамма чая. Чаще всего это купажи на основе кенийской гранулы. С вариациями, конечно. Просто для сравнения — стандартный вес чайного пакетика в России — два грамма. И это не потому, что нам не докладывают чая — у нас просто другой стиль потребления.

Builder’s Tea часто называют одной из причин успеха индустриальной революции в Великобритании. Ну типа доступный, недорогой и бодрящий напиток позволял британским рабочим дольше сохранять работоспособность и сосредоточенность, давал им возможность внимательно управлять сложными механизмами и вообще брать больше и кидать дальше. Впервые с этой чайной и романтической версией я столкнулся в книжке Тома Стендеджа «История мира в шести стаканах» (History of the World in 6 Glasses Paperback, Tom Standage) — и он явно не сам все это придумал.

Версия красивая, но не очень убедительная. Хотя бы потому, что начало индустриальной революции в Англии и время действительно массового распространения чая в этой стране расходятся на несколько десятилетий. Индустриальная революция началась раньше, естественно. Да и вообще, объяснять столь масштабное явление употреблением чая — это примерно как полагать основной причиной завоевания теми же англичанами Индии употребление виски. Несмотря на то, что до сих пор попадаются люди, готовые после выпивки возрождать утраченное величие Британской империи, обе версии, и чайно-индустриальная, и виски-индийская, являются романтическим, но бредом.

Впрочем, я отвлекся. Вернемся к главному. Builder’s Tea — это основа массовой британской чайной культуры. Такого чая выпивается в Великобритании на порядок (если не на порядки) больше, чем чая, употребляемого в рамках парадных английских чаепитий — тех самых послеобеденных Afternoon Tea. Builder’s Tea — это полноценный потребительский и культурный феномен, и нет ничего удивительного в том, что англичане его изучают. Вот, например, совсем недавно английские ученые выяснили, как именно заваривают свой чай и чем его заедают представители разных рабочих профессий в Великобритании.

Как заваривают чай разные рабочие и чем его закусывают. www.dailymail.co.uk

Они опросили 2000 строителей, маляров, кровельщиков, сантехников, разнорабочих, плотников, электриков, водопроводчиков, штукатуров и специалистов по отопительным системам. Оказалось, что торопривее всех заваривают чай строители и маляры — они держат пакетик в кружке от 10 до 30 секунд. При этом строители предпочитают закусывать чай овсяными печеньками, а маляры — печеньками пшеничными и с шоколадом. Также меньше минуты заваривают чай сантехники и кровельщики.

Разнорабочие, плотники, электрики, водопроводчики и штукатуры заваривают чай одну-две минуты. А дольше всех — 3-4 минуты — заваривают чай специалисты по монтажу отопительного оборудования. Их ближайшие «соседи по длительности заваривания» — штукатуры — заваривают чай две минуты, то есть их заварочная дистанция с теплотехниками очень велика. Почему британские теплотехники ушли в такой заварочный отрыв, для меня лично загадка. Но, возможно, это связано с глубоким понимание ими природы горячей воды и смысла заваривания чая.

70 рецептов для вечернего чаепития

Ну и раз уж речь зашла об английской чайной культуре. Сайт Mashed опубликовал подборку из 70 рецептов разных блюд, которые можно подавать к чаепитию. Подборка ориентирована, естественно, на чаепития в английском стиле — но это не важно. Любая такая подборка рецептов может стать отличным подспорьем при организации чаепитий и чайных дегустаций, особенно стилизованных. Вдруг кому пригодится.

Сконы — первые в списке рецептов. Что, конечно, справедливо.www.mashed.com

Анонсы, фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!