В одном из недавних постов я парой слов помянул Николая Богданова-Бельского, отметив, что его чайные картины считаю нарочитыми. И поэтому не рассматриваю их в качестве достоверного источника информации о современной художнику чайной культуре России.

Я, конечно, могу относиться к картинам Богданова-Бельского как угодно, но любое мое отношение не отменяет того факта, что чайные сюжеты художник использовал часто. И рассматривать его картины с чайной точки зрения как миниум интересно.

Но сначала — несколько слов о самом Николае Богданове-Бельском. Большинству из нас он знаком по картине «Устный счет в народной школе», полное название которой, на самом деле, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». В детстве Николай Богданов (у которого тогда еще не было второй части фамилии) учился в этой школе, так что рисовал, фактически, собственное детство. С этой же школы начался его творческий путь — Рачинский отдал будущего Богданова-Бельского в иконописную мастерскую. За которой последовала учеба в целой череде русских и зарубежных художественных учебных заведений и карьера успешного и позитивного художника. Герои его парадных портретов были торжественны, крестьяне — трогательны, а чай — ярок и лубочен.

Любопытно, что среди прогрессивной российской интеллигенции начала XX века Богданов-Бельский считался этакой попсой, мимоходом пнуть которого считалось хорошим тоном. Как это сделал, например, Аверченко в «Ценителе искусства». Речь в этом рассказе идет о попытке Бакста получить вид на жительство. В процессе которой он называет себя ремесленником, а принимающий его чиновник утверждает, что он не ремесленник, а большой художник. А так как вид на жительство могут получить только евреи-ремесленники, гениальному Баксту ловить нечего.

«Вот именно, что не можете!! Будь вы ремесленник — тогда, пожалуйста. Вот, например, если бы Бодаревский или Штемберг, или Богданов-Бельский, были евреями — пожалуйста. Им — хоть три права жительства! Где угодно. А вы, мой милый…»

Аркадий Аверченко, «Ценитель искусства»

Еще более любопытно, и, в каком-то смысле, поучительно, что и Богданов-Бельский, и Аверченко, который его типа тонко стебал, умерли на чужбине. Аверченко в Праге, а Богданов-Бельский — в Берлине, в феврале 1945 года. И оба в своих послереволюционных произведениях заметно поменяли тональность изображения царской России. В том числе и чайной.

Богданов-Бельский писал простые картины, которые нравились людям. В них почти не было конфликта, актуальной повестки и прочих напряженных штук. Но часто был чай и море позитива.

Наименее интересны с чайной точки зрения его натюрморты. Посуда и посуда. Явно непростая и дорогая. Чтобы приятно было картины на стену вешать. Из специфического, информационного и чайного обращают на себя внимание только глубокие блюдца. Это черта эпохи, сейчас таких не делают.

Натюрморт. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org
Пасхальный стол. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org
Натюрморт. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org

Картины с людьми заметно интереснее. Вот, например, «Сбитенщики». Тут уже масса любопытных нюансов. Ну, во-первых, парень на переднем плане тащит сразу три самовара. Один из них явно пустой, но парень все равно крут. Во-вторых, не совсем понятно, есть ли в самоварах топливо? Потому что если есть, то первый парень не только силен, но еще и обладает выраженными антипригарными свойствами. В-третьих, самовары подозрительно хорошо выглядят для предметов, которые постоянно таскают на себе. В-четвертых, не совсем понятна технология приготовления и подачи сбитня. Если его готовить в этих же самоварах, то у них почти сразу забьются носики. Если у парней есть сбитневая база, куда они время от времени бегают заправляться и где сбитень перед попаданием в самовар процеживается, то не очень понятно, зачем таскать по три самовара. Далеко от такой базы все равно не уйдешь, а с одним самоваром бегать явно проще. Короче говоря, эта картина либо является романтической фантазией, либо источником бытовых исторических загадок.

Сбитенщики. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org

Картина «За чаем» не вызывает ехидных вопросов, но радует размером чашки. Который сопоставим с размером чайника. И это сопоставление как бы подтверждает, что причина разбавления заварки кипятком состоит, в первую очередь, в том, что если подавать чай без разбавления, то не назавариваешься. А с разбавлением можно нормально посидеть, глядишь, через некоторое время и парень какой нарисуется в красной рубахе. Ибо русская народная мудрость гласит, что если достаточно долго сидеть у стола с самоваром, то к тебе обязательно подсядет симпатичный парень. Обратите внимание, кстати, что у сбитенщиков с предыдущей картины самовары блестят сильнее. Еще одна загадка.

За чаем. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org

Очень любопытна чайно-учительская серия картин Богданова-Бельского. В первую очередь тем, что передвижнеческая картина с учителем-мужчиной написана в 1901 году и в России. А все импрессионистские учительницы — после 1920 года, уже в эмиграции, в Риге. Очень уж бросается в глаза разница в восприятии той России, которая есть, и той России, которую художник потерял. Главная же чайная фишка всех учительских картин, конечно, в стаканах и блюдцах. Чашки на картинах, правда, тоже есть. Но стаканы явно рулят.

В гостях у учителя. Николай Богданов-Бельский. risovashki.tv
Гости учительницы. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org
День рождения учительницы. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org
День рождения учительницы. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org

Ну а главной чайной картиной Богданова-Бельского является, конечно, «Чаепитие. Новые хозяева». Эта картина была написана в 1913 году и она про упадок культуры помещечьих усадьб и появление новых для своего времени русских. Которые смотрятся в старых интерьерах несколько чужеродно и вешают на стену хомут. Можно предположить, что для современников в этой картине хватает и чайных несоответствий. К таковым может относиться характер взаимодействия с блюдцами, стаканы вместо чашек, баранки, лежащие прямо на скатерти и, наверняка, что-либо еще. Но сто с лишним лет спустя и после неоднократных личных дачных и деревенских чаепитий все эти детали воспринимаются как вполне органичные. Семья вкусно пьет чай, а все остальное — незначащие мелочи и детали.

Новые хозяева. Чаепитие. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org

Ну и пора, наконец, обратить внимание на главную чайную фишку картин Богданова-Бельского. На питие чая из блюдца крестьянскими детьми. Художник, судя по всему, любил эту тему настолько сильно, что не только помещал таких детей на многие свои картины, но и написал пару специальных полотен — «В гостях» и «Гости».

В гостях. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org
Гости. Николай Богданов-Бельский. www.wikiart.org

Это, конечно, не купчихи Кустодиева — но что-то очень похожее. И узнаваемое. Такой шикарной рубахи у меня никогда не было, точного хвата блюдца я тоже не помню, но в том, что при употреблении чая из блюдца у меня была такая же физиономия, как у всех этих мальчиков, можно не сомневаться.

Хороших чаепитий!