На одном австралийском и совсем региональном сайте не так давно была опубликована статья, совершенно проходная с новостной точки зрения, но неплохо раскрывающая один из самых интересных феноменов потребительской чайной культуры — высокий потенциал чая как темы для микробизнеса.

Содержание статьи можно пересказать буквально парой фраз. В Австралии, в городе Янг, работает кофейный проект Art of Espresso, дочь владельца которого, совсем еще школьница, хоть и старшая, запустила свой чайный проект. Который называется Spill The Tea Co, торгует почти исключительно травяным чаем и активно эксплуатирует тему функциональности чая, девичью милоту и трогательные коленки.

Оставим сейчас без внимания очевидные декларации про «сделаем чай модным, стильным и молодежным» и полезность чая для здоровья, равно как и попытку выстроить драматургию на том, что дочь кофейных родителей занялась чаем. Это все ерунда и не важно. И обратим внимание на единственную действительно важную вещь в этой статье — на банальность сюжета. Который, повторимся, заключается в том, что старшая школьница устроила персональную и небольшую чайную бизнес-песочницу. 

Банальность же этого сюжета состоит в том, что чай давно и надежно зарекомендовал себя как отличная тема для микробизнеса. И не важно, кто его открывает — школьница, решившая стать крутой и самостоятельной (и на родительские, скорее всего, деньги) или программист, решивший уйти на вольные чайные хлеба (и вложивший в чай все, что нажито непосильным трудом). В любом случае чай как тема для микробизнеса обладает целым набором достоинств. 

Низкий порог входа

Начнем с того, что чайный микробизнес — это очень дешево. Дешево не по сравнению с коробкой лапши, конечно. А по сравнению с практически любым другим бизнесом. По сравнению с той же кофейней, например. Цена за вход в чайный микробизнес минимальна. Небольшое помещение (квартира или подвальчик подойдут — хотя можно и без помещения обойтись, вписаться в работу какого-либо досугового центра, например), небольшой запас чая и утвари, немного висюлек и статуэток для антуража, костюмчик — и все, ты уже не хрен с бугра, а чайный мастер. Стать заводчиком лошадей, владельцем гольф-клуба, торговцем дорогими автомобилями или ресторатором несколько дороже.

Но порог входа — это не только деньги. Это еще знания, которые позволяют выглядеть в глазах клиентов хоть сколько-либо продажно. И круг общения, который позволяет обзавестись первыми клиентами.

Со знаниями в нашей чайной теме дело обстоит чрезвычайно просто. Тут не так давно Вадим Липинский сетовал на то, что одна из его потенциальных клиенток намеревалась после пяти занятий в чайной школе начать самостоятельно учить чаю. Вадима понять можно — с точки зрения опытного чайника и вселенского разума такой скороспелый подход, конечно, огорчает. Но с точки зрения, скажем так, чайной «микробизнес-эффективности», да еще и в стране с тотальным доминированием потребительской чайной культуры, он вполне оправдан и эффективен. Пяти занятий, особенно с учетом того, сколько чайной информации можно найти в открытом доступе, вполне достаточно для того, чтобы убедительно выглядеть в глазах подавляющего большинства клиентов. А если совсем честно, то и этих пяти занятий не нужно — нужно просто не быть полным идиотом и иметь доступ к интернету. Короче говоря, с точки зрения знаний чай в стране с упомянутым уже доминированием потребительской чайной культурой тоже очень удобная тема для микробизнеса. Три десятка терминов, пяток жестов — и ты опять не хрен с бугра, а чайный мастер.

Даже если чайный микробизнес будет связан с созданием купажей, домашней ароматизацией, авторской упаковкой и решением прочих задач, требующих дополнительных навыков, он не станет сложнее. Сложно сделать купаж для массового рынка. А создать чайную смесь, которая понравится самому купажисту и паре десятков потенциальных покупателей — легко.

С кругом общения все еще проще — потенциальными клиентами чайного микробизнеса являются все контакты будущего чайного микробизнесмена в социальных сетях. Извините за банальность. Ключевое слово тут «потенциальными» — нет никаких гарантий, что стайка интернет-друзей немедленно понесет в новый чайный микропроект денежку в клювике. Но на некоторое первоначальное позитивное внимание такой микропроект может рассчитывать. Ну а дальше все уже зависит от оборотистости и везения каждого конкретного человека. 

Субъективная защищенность вложений

Чай — это продукт с приятным сроком хранения и пригодный к самостоятельному употреблению. Ювелирка или одежда хранятся еще лучше — но их самостоятельно употребить сложно. А у чая отличный баланс между хранением и пригодностью к самопотреблению. Так что даже если он не будет продан так, как задумывалось в рамках прогрессивной микробизнес-концепции, его можно будет выпить самостоятельно, дешево продать оптом и просто раздарить. Вложенных денег это не вернет, но психологически вкладываться в чай в микро-масштабах немного легче чем во многие другие товары. Потому что «если не продам, то сам выпью».

Социальное одобрение

Тут, конечно, все сильно зависит от выбранного стиля чайного микробизнеса. Но, в общем и целом, это занятие всем более или менее понятно и немедленного отторжение не вызывает. Такое занятие любая бабушка одобрит — внучок тряпок не жжет, не смеется, в компьютер целый день не пялится, вкусным чаем торгует. Молодец, короче говоря.

Возможность благочестивой стагнации

Низкий порог входа в чайный микробизнес означает, что чайному микробизнесмену можно особо не суетиться. Если вы взяли в лизинг кофемашину, вам приходится вертеться, как оглашенному, потому что ежемесячные платежи. От этого начинает переть креатив, меняется темп жизни, случается стресс, суета, истерика, иссушение слизистых, общее расстройство организма и быстрый выход из темы.

А у нас, в чайном микробизнесе, все хорошо и спокойно. Если не набрать кредитов и не обрасти высокими регулярными обязательными платежами типа арендой платы и заработной платы сотрудникам, то чайный микробизнес может годами работать на уровне расслабленной самозанятости и минимального самообеспечения. Для немолодых и многодетных людей такая благочестивая стагнация, конечно, совсем не вариант. А вот для необремененных, молодых (в том числе и находящихся в состоянии затянувшейся молодости) или имеющих хороший тыл (супруга или родителей, способных содержать всех, кого нужно содержать) такая благочестивая стагнация только в кайф. Можно целыми днями не заниматься чайным микробизнесом, но если надо, то в любой момент ты опять не хрен с бугра — а чайный мастер.

Из описанного свойства чайного микробизнеса (высокого потенциала благочестивой стагнации) проистекает одно важное и сугубо практическое следствие. Чайный микробизнес можно попытаться вести параллельно с другими видами занятости. Не всегда, конечно, это получается, но подход, при котором по утрам ты программист, а по вечерам — чайный микробизнесмен, представляется исключительно мудрым. Потому что, кроме всего прочего, он позволяет мягко реализовать еще одно преимущество чайного микробизнеса.

Легкий выход из темы

Все перечисленные выше достоинства чая, как темы для микробизнеса, как бы намекают на то, что чайный микробизнес очень легко бросить. Например потому, что благочестивая стагнация надоела. Или все просто увяло. Или на вас обратили внимание в крупной компании и сделали предложение, от которого невозможно отказаться. Или потому, что вы поняли, что если сосредоточиться на программировании, а чай просто покупать, то удовольствия от него можно получить больше, чем от «профессионального занятия чаем». Да и вообще, уход из чайного бизнеса совсем не обязательно снизит уровень взаимодействия с чаем, часто даже наоборот, повысит его. Потому что для себя и за свои деньги можно покупать тот чай, какой хочется, а не тот, который легче продать.

Чай можно выпить самому, дорогого оборудования нет, посудка пригодится, офиса, склада и наемников тоже может не быть — решение можно принимать спонтанно. Сегодня ты чайный мастер — в завтра снова хрен с бугра. Главное — не зависнуть в состоянии «уже все надоело, но не могу бросить никак». Тот факт, что еще вчера вы были чайным мастером, а сегодня сами знаете кто, заметят только самые близкие люди. А они все поймут и, возможно, даже обрадуются.

Есть шанс

Почти все чайные микробизнесы живут очень недолго. И не особенно ярко. Но, несмотря на пессимистический, в среднем, прогноз, у любого чайного микробизнеса есть шанс на успех. Который, конечно, будет состоять совсем не в том, что чайный микробизнесмен станет чайным макробизнесменом и потеснит на чайном рынке Тату, Орими и Юнилевер. Так не бывает, крупный бизнес — это не просто другие объемы, это другие принципы работы. Но чайный микробизнес может совершенно спокойно развиться до такого уровня, при котором он станет заметным на рынке настолько, что его можно будет выгодно продать. После этого проект, скорее всего, накроется медным тазом (очень показательна в этом отношении судьба сети Teavana) — но с точки зрения бизнес-логики продажа проекта на пике его развития является абсолютным успехом.

Кстати, о бизнес-логике. Если разросшийся чайный микробизнес вовремя не продать, то он, с большой степенью вероятности, сожрет себя изнутри. Так что если вы видите, что в вашем микробизнесе все идет очень хорошо и с каждым месяцем все лучше и лучше — это может быть намеком на то, что от него пора избавляться. Для того, чтобы на вырученные от продажи деньги запустить новый и более масштабный проект. 

Ну и, конечно, у чайного микробизнеса есть шанс добиться стабильного чайного успеха — то есть выйти на такой уровень работы, при котором проект будет нормально кормить основателя, обеспечивая его куском хлеба и достаточно интересной работой, связанной с путешествиями и чаепитиями. Геморроя от такой работы, конечно, ничуть не меньше, чем от любой другой. Но формально такое развитие событий все равно можно считать сбычей мечт. Хотя, конечно, идеальная мечта чайного микробизнесмена — «я занимаюсь только взаимодействием с любимым чаем и получаю за это деньги» — реализована не будет никогда.

Выводы и наблюдения

Вывод из всего вышесказанного очень прост и уже, фактически, озвучен в самом начале. Если вы готовы расстаться с небольшим количеством средств, сил и времени или у вас есть необходимость канализировать спонтанную деловую инициативу, свою или родственника, то чайный микробизнес — это отличный вариант. Он красив, поучителен, ненапряжен и относительно безвреден.

А вот наблюдения будут спорными и местами некорректными, настаивать мы на них не будем — но озвучим.

Во-первых, есть у нас циничное подозрение, что основной причиной возникновения сначала в Москве, а потом и по всей России (и не только) волны чайных клубов была как раз дешевизна и простота входа в чайный микробизнес. И даже тиражируемая одно время байка про то, что закуска градус крадет настоящий чай употребляют без еды. более всего связана с тем, что клуб без кухни открыть намного легче, чем клуб с кухней.

Во-вторых, в начале 2000-х годов мы с радостью наблюдали некоторое количество чайных проектов, явно запущенных по принципу «любимому сыну на совершеннолетие», «любимой жене, чтобы об безделья не маялась», «ляльке от папика, потому что китайские платья занятно натягиваются на славянских девушек». Такие проекты время от времени и красиво выступали на выставках (особенно те, которые с девушками в платьях), и даже выходили в более широкие медийные поля. Но редко переживали свою первую и эффектную презентацию. Для всех для них был характерен подход «главное ярко заявить о себе, а потом само попрет», поэтому проекты такого рода уделяли огромное внимание слоганам, логотипам и прочему брендингу — и быстро уходили в неизвестность. Но самим фактом своего возникновения мысль о том, что чай — это отличная тема для микробизнеса, они отлично подтверждали.

В-третьих, легкость вхождения в чай означает, что чайная тусовка формируется практически без дополнительных фильтров. Для того чтобы заниматься чаем, повторимся, не нужно обладать какими-либо специфическими кондициями или знаниями, умениями и навыками. Чайное сообщество — это фактический срез общества, в нем может оказаться кто угодно. И если в какой-то момент у вас возникнет ощущение, что чайное сообщество — это паноптикум некрасивых неудачников, сборище плохо образованных балбесов, компания одухотворенных единомышленников, недолечившихся наркоманов или милых молодых девушек со скрытым огнем нерастраченной страсти в глазах, не делайте далеко идущих выводов. Просто в данный момент, на данной выставке, на конкретном чаепитии и специально для конкретного вас собрались некрасивые неудачники, идиоты, единомышленники или милые молодые девушки.

В жизни всякое бывает. А статистика — сука не менее бессердечная, чем гравитация.