Не так давно Антон Дмитращук опубликовал развернутый ответ на вопрос об инвестициях в готовый чай. Инвестиции в чай — это когда ты покупаешь блин пуэра за 1000 рублей, а через некоторое время продаешь его за 100000 рублей. И на эти два процента живешь. Кроме прочего интересного, Антон в своем посте указал два условия, которые необходимы для того, чтобы инвестиции в готовый чай имели смысл. Мы их вкратце перескажем, чтобы наши собственные дополнения выглядели более драматично. Итак.

Во-первых, для нормальных чайных инвестиций нужен вторичный рынок чая. Полноценный рынок, готовый, например, покупать, пуэры, прошедшие уникальную пятилетнюю выдержку в московской квартире. В любой конкретный момент и по более или менее предсказуемой в этот данный конкретный момент цене. Причем этот рынок должен быть не где-то там в Гонконге, как недавний аукцион, а рядышком. И этот рынок должен быть реальным, а не выдуманным.

Еще раз. Именно рынок. Тут уместно будет сравнение с рынком антиквариата с его оценщиками, каталогами, кучей магазинов и устойчивым спросом на старинные штучки. Без все этих механизмов старинный самовар или розенталевская чайная пара прошлого века — просто железки и черепки. Признаком рынка не является тот факт, что «ну я-то купил этот чай». Эта эмоциональная покупка, сделанная, возможно, в состоянии аффекта, не должна рассматриваться как доказательство того что «спрос на него есть и я его точно в любой момент продам». Это всего лишь прямое указание на то, что для избавления от «подорожавшего за годы выдержки» чая за деньги придется искать второго такого же идиота.

Вторичного рынка чая в России не существует. Как, кстати, и полноценного рынка коллекционной чайной посуды — поэтому если вы купили чайник за миллион, то на полке у вас стоит не миллион, а чайник. Потому что за миллион вы этот чайник не продадите.

Во-вторых, инвестиции — это всегда про масштаб, объем и большие деньги. Поэтому, помимо наличия вторичного рынка чая, для полноценных чайных инвестиций нужно быть заметным игроком на этом рынке. И оперировать существенными для рынка деньгами и партиями чая. Склад, забитый чаем, вполне себе может быть инвестицией. Покупка блина пуэра, выпущенного в честь олимпиады в Пекине, в надежде продать его потом подороже может быть только самообманом…

Резюмируем. Если понимать под инвестициями вложение в чай средств в расчете на получение прибыли, то такие инвестиции разумны только в том случае, если вы вкладываетесь в высоколиквидный чай и оперируете при этом изрядными средствами. И да, исходя из этого сушеные ромашка с лавандой являются более привлекательным объектом инвестиций, нежели шэн-пуэры с высоким потенциалом выдержки.

От себя добавим, что в последнее время у понятия «инвестиции в чай» появилось еще одно значение. Простонародно-тревожное, если можно так выразиться. Под «инвестициями в чай» очень часто стало подразумеваться создание запасов чая на черный день. Ну потому что валютный курс скачет, логистика дорожает, жизнь становится все более непредсказуемой — надо срочно скупать чай, пока он еще продается. Лучше бы дорогой и любимый, потому как сложные времена лучше переживать не только с чаем, но еще и с комфортом.

Понятное дело, что это никакие не инвестиции, а банальный запас. Но просто запасаться не круто, это удел паникеров и старых пердунов. А инвестиции — это прозорливо и солидно. Поэтому мы будем снисходительны к терминологическому беспределу. Умное слово и кошке приятно. 

Так вот. Отношение к таким «инвестициям в чай» полностью зависит от того, кто создает чайный запас на черный день.

Если у вас чайный микробинес, то перевод в наше шебутное время всех свободных средств в товар — шаг разумный и адекватный. Пояснять, что этот товар должен быть ликвидным на том рынке, на котором работает конкретный чайный микробизнес, излишне. Не нам учить чайные микробизнесы, как деньги зарабатывать, в конце концов.

Если же вы простой потребитель чая любой степени разборчивости и вам вдруг начинают рассказывать про инвестиции в чай, то нужно поступить следующим образом.

Для начала еще раз перечитать пост Антона или его сокращенный пересказ в начале нашего поста. И понять, что если вы купите чай, то это будет не инвестиция, а запас. Примерно такой же, как запас соли, спичек, керосина, гречки, сахара, тушенки, макарон и всего остального, что обычно запасают люди в предчувствии недобрых времен. К такому запасу можно относиться как угодно, хоть как к мудрости, хоть как к истерике — сейчас это не важно. А важно вот что.

Если вы действительно решили сделать запас на черный день, то чай в такой запас стоит включать по остаточному принципу. Если ваши ресурсы ограничены, то потратьте их на более необходимые вещи. На лекарства, например.

Если вы-таки решили включить чай в запас на черный день, то покупайте дешевый (без крайностей) черный чай в больших количествах. Недорогой прессованный шу-пуэр тоже подойдет. Он компактный.

Ну а если вы на черный день делаете запас любимого чая, то это уже не запас на черный день, а обычная покупка чая. Если для того, чтобы совершить ее, вам нужен тревожащий стимул, то это уже не про инвестиции, а про персональную склонность к драматизации обыденных действий. Попробуйте в туалет ходить под Star Wars Imperial March. Глядишь, полегчает.