Организация подачи чая в кафе или ресторане (далее просто «в ресторане» для краткости) — это не очень сложная задача, которая может быть решена большим количеством разных способов.

Можно воспользоваться предложениями компаний, специализирующихся на хорекашных решениях — типа Julius Meinl, Althaus, Mikale или какой-либо еще. Брать у них стандартный ассортимент, время от времени обновлять его, выцыганивать разные приятные ништяки типа рекламной мелочевки или бесплатной посуды — и не париться. Все уже придумано, продумано и проверенное до нас и за нас.

А можно наоборот, запариться и cделать что-нибудь авторское. Это может быть подборка интересных чаев, которые при этом завариваются и подаются без особых затей. Или, напротив, затейливая подача более или менее обычных чаев. Или оригинальные чайные напитки. Или комбинация всех перечисленных и кучи неперечисленных вариантов.

Можно превратить чай в бесплатное или почти бесплатное приложение ко всяким пирожкам и сдобе — такой вариант может хорошо сработать в месте с высоким трафиком и небольшим средним чеком. 

Можно увлечься форматной подачей чая и продавать чаепития целиком. Например, чаепития в разных национальных стилях. Или в одном национальном стиле, но во множестве интерпретаций. Приближающаяся английская Afternoon Tea Week как бы намекает и радует множественными примерами.

Можно построить всю подачу чая на его сочетаниях с блюдами из меню и/или винами из винной карты. Чайная гастрономия, все дела. Ну и чайная миксология, естественно, тоже «все дела».

Можно выдвинуть какую-либо актуальную супер-идею и плясать от нее. Здоровый образ жизни, этическое потребление, благотворительность, повышенная духовность, тематические коммуникации — в любую из этих тем чай впишется отлично.

Можно дать клиентам возможность самостоятельно конструировать для себя чай. Взять три-четыре чая-основы и предлагать к ним пяток добавок на выбор. Тут тебе и интерактив, и кастомизация, и уход от ответственности. Если клиенту чай вдруг не понравится — он сам виноват.

Можно пустить в ресторан чайных аутсорсеров. Пусть хоть сами работают, хоть подачу чая ставят — это не важно. Главное, чтобы чай был, а напрягов и убытков — не было. Или даже завести специального и штатного чайного сомелье — и пусть все сделает красиво.

Короче говоря, подходов к подаче чая в ресторане вагон и маленькая тележка. Любой из этих подходов может дать хороший результат и привести к тому, что в ресторане будет нормальный чай, он будет приносить прибыль и не будет конфликтовать с другими предложениями ресторана. Ну и не один из этих подходов, естественно, не дает гарантии того, что чай будет вкусным, прибыльным и не станет причиной внутренней конкуренции. Все, как обычно, зависит от качества реализации выбранного подхода, его уместности и банального везения.

При этом получается, что о подаче чая в ресторане, как и о многом другом чайном, нельзя сказать почти ничего конкретного. «Почти» — потому что есть одна тема, которой при постановке подачи чая в ресторане не нужно заниматься категорически. 

Ну вот представьте себе, вы приходите к ресторатору и начинаете ему рассказывать, как классно вы ему все организуете. И чай у вас отличный. И посуда красивая, удобная и надежная. И запчасти к ней недорогие. И рецепты готовые. И варианты проверенных чайных карт есть. И воду вы протестируете. И себестоимость подачи с учетом всех издержек у вас рассчитана — и она в десять раз меньше средней по рынку стоимости подачи чая. И персонал вы обучите с чаем работать…

И после этих слов ресторатор, еще совсем недавно слушавший вас вполне доброжелательно, начинает смотреть на вас как на человека, который пришел отнять его покой, время и деньги. Потому что первое, о чем он вспоминает, когда речь заходит о персонале, это его текучка. И в подавляющем большинстве заведений (о безусловно существующих исключениях сейчас не будем, если позволите) так называемые «инвестиции в людей» не имеют никакого смысла. Потому что почти все эти люди уйдут, причем в сроки, вполне сопоставимые со сроками их обучения чему-нибудь. Ну а те, кто не уйдет, всему, чему надо, отлично научатся самостоятельно.

Поэтому когда среднестатистическому ресторатору предлагают обучить его персонал всякому чайному за деньги, он понимает, что его хотят на эти деньги кинуть. А когда ему предлагают обучить персонал всякому чайному бесплатно, он понимает, что его хотят кинуть на время.

Так что прежде чем предлагать ресторатору обучение персонала подаче чая, триста раз подумайте. Почти всегда такое обучение можно заменить короткой, минут на пять, воодушевляющей речью, смысл которой будет сводиться к тому, что вот инструкция на бумажке, но обязательно все попробуйте сами, чтобы знать, что продаете. А в инструкции на бумажке должны быть ваши координаты. Тот, кто захочет спросить что-то особенное, сам с вами свяжется.

Ну а если ресторатор, вопреки всему здесь написанному, сам попросит вас поработать с персоналом (такое случается, сам факт обучения несет для многих людей важную символическую нагрузку), просто превратите это обучение в длительную дегустацию всех чаев в ресторане с ответами на вопросы. 

И не забудьте закончить эту дегустацию воодушевляющей пятиминутной речью.

См. также: Как обучить подаче чая в ресторанах за пять часов.