Профессионализм, как известно — это система компромиссов. Именно поэтому профессионалу не нужны для работы идеальные материалы… Нет, так слишком категорично. Лучше вот так: профессионал способен решить профессиональную задачу, работая с неидеальными материалами и неидеальными инструментами.

Чайному фермеру не нужны идеальный навоз и идеальная мульча для того, чтобы собрать хороший урожай чайного листа. Производителю чая не нужен идеальный чайный лист для того, чтобы изготовить отличный чай. Чайному торговцу не нужны идеальные контейнеры или лучшие в мире чемоданы, для того, чтобы перевезти чай. А чайному мастеру не нужны ни идеальный чай, ни идеальный чайник, для того, чтобы устроить для гостей прекрасное чаепитие. Во всей этой цепочке неидеальность материалов и инструментов компенсируется знаниями, умениями и навыками специалистов — для этого, собственно, эти самые специалисты и существуют.

Этот простой подход отлично работает и не вызывает никаких сомнений в рациональности до тех пор, пока какой-либо инструмент или материал не становится самостоятельной культурной или коммерческой категорией. В этом случае инструмент или материал приобретает помимо своей функциональности (в которой, напомню, ему совсем не обязательно быть идеальным) дополнительную сущность с новыми и часто никак не связанными с фунциональностью критериями оценки.

Если две этих сущности пересекаются слабо, то, никаких проблем не возникает. Вот этот, блестящий, как у кота глазки, самовар у нас для красоты, а вот этот, в патине и немного подтекающий — рабочий. Но такое четкое разделение случается нечасто. Почти всегда новые, самостоятельные критерии качества инструмента начинают залезать на функциональную территорию. И как только такое происходит, профессионал попадает под постоянно усиливающееся и очень убедительное давление, вынуждающее его использовать в работе материалы и инструменты все более высокого «самостоятельного» качества и убеждающее любого предметного специалиста в том, что главным признаком его профессионализма является уровень используемых им инструментов и материалов. Это же и ежу понятно, что у хорошего специалиста не может быть посредственных инструментов, только лучшие!

Неоднозначность такого подхода очень удобно демонстрировать на примерах из военной истории (которая вообще очень поучительна, на самом деле). Полистайте на досуге, например, список асов Второй Мировой войны — и вы обнаружите, что лучшие наши, английские и американские летчики насбивали существенно меньше самолетов, чем их лучшие немецкие и японские коллеги. О причинах такого странного соотношения результативности победивших и проигравших можно спорить до драки, но от противоречия никуда не деться. Персональная эффективность («качество инструмента») лучших японских и немецких летчиков была выше, чем у лучших летчиков союзников. И, пожалуй (и судя по количеству боевых вылетов), немцы и японцы даже делали на эту персональную эффективность ставку — вполне объяснимую в условиях дефицита ресурсов и отлично понятную с точки зрения простейших человеческих мотивов (особенно если подключить разные специфические теории). Но подход «мы подготовим и будем максимально часто использовать лучших летчиков и это обеспечит нам успех» с треском провалился в ситуациях чуть более сложных, чем поединки в идеальных для лучшего поединщика условиях.

Возможны и другие кровожадные примеры. Даже самые махровые пацифисты знают, что существует, например, мечи, являющееся функциональными и/или художественными шедеврами — но убить или ранить человека можно и вовсе без меча, а стоимость и качество этого самого меча никак не влияет на мастерство фехтовальщика.

В чае полным аналогом мечей или летчиков-асов являются чайники. Которые, с одной стороны являются инструментами с четкой функциональностью, а с другой — самостоятельным продуктом с сформировавшимся набором критериев оценки качества и ценности, никак с этой функциональностью не связанных. И две эти сущности чайников очень важно не путать между собой, четко понимая, что для вас главное — чай или чайники.

Если вы занимаетесь чаем, то вам (в определенных рамках, конечно) будет наплевать на качество чайников. Не очень исинская глина, не самая аккуратная струя, неидеально прилегающая крышка, неизвестный мастер (а бездушная и массовая дешевка), не очень музыкальный звук, издаваемый при постукиванию по чайнику деревянной палочкой — все эти страшно огорчительные с точки зрения высокого чайникового искусства вещи не помешают вам привыкнуть к небезупречному чайнику и заваривать в нем отличный чай.

Если вы занимаетесь чайниками, то качество глины, аккуратная струя, знаменитый мастер, идеально подогнанная крышка, музыкальный стук, толщина стенок, а также мореходные качества, красота коробки, важный сертификат, мудрость изречений и символичность животных, изображенных на стенках, становятся для вас критически важными и повышают ценность чайника.

Безусловно, два лица чайника — чайное и чайниковое — никогда не потеряют связи друг с другом. Но эти два лица — разные. И поэтом, выбирая чайник, всегда отвечайте сами себе на один простой вопрос. Для чего он вам нужен: для чая или для чайника?