В одной из своих прошлых жизней я довольно продуктивно занимался рекламой и презентациями и даже преподавал разное рекламное и презентационное. Иногда это прошлая жизнь догоняет меня в виде приглашений провести какой-либо мастер-класс или семинар — и я, если есть такая возможность, прихожу на такое мероприятие с сумкой утвари для китайской чайной церемонии и парой граненых стаканов. И устраиваю небольшое представление.

Я показываю слушателям два чая, говорю, что один их них стоит 50 рублей, а другой — 5000 рублей. И спрашиваю, что нужно для того, чтобы их заварить. Как правило, студенты довольно быстро доходят до того, что двух чайников будет достаточно, после чего я достаю граненые стаканы, завариваю в них чай и накрываю каждый стакан половинкой листка бумаги (можно ничем не накрывать, можно пластиковой карточкой, которую не жалко). И говорю, что в принципе, этого достаточно. А потом спрашиваю студентов, купили бы они чай за 5000 рублей после такого его заваривания. Понятно, что студенты в таких ситуациях легко управляются — поэтому почти хором отвечают «Неееет!»

А еще с гранеными стаканами можно работать вот так

После этого я по одному предмету начинаю выставлять на стол церемониальную утварь, включая какую-либо лягушку. И повторно завариваю тот чай, который назначен дорогим. Со всеми потряхиваниями, понюхиваниями, переливаниями, подниманиями и опусканиями. Студентов обычно это завораживает — и когда я спрашиваю, купили бы они теперь этот чай за 5000 рублей, они нестройно, но отвечают «Даааа». Ну а потом я прошу их довести продемонстрированный опыт до стилистической безупречности. После пары минут раздумий кто-то обычно соображает и говорит, что нужно поменять чаи местами, «церемонить» дешевый чай и продавать его после этого втридорога. Потом мы все смеемся и немного беседуем об иммерсионных представлениях как эффективном рекламном инструменте.

Я все это рассказываю для того, чтобы сделать два промежуточных и один основной вывод.

Во-первых. Любая чайная церемония и любое другое чаепитие — это, прежде всего, рекламный инструмент. Ее основной смысл — продавать чай, чайного мастера или то место, в котором это чаепитие проводится (например, какой-либо английский отель).

Во-вторых. Рекламная функциональность чаепития не исключает других его функциональностей и никак им не противоречит. Каждый берет от чаепития свое и использует его по-своему. Ну то есть если для одного человека основной смысл чайной церемонии — это манипуляция гостем на благо хозяина, а для другого человека чайная церемония — это дисциплинирующий ритуал, позволяющий вырваться из суетливой повседневности, то эти два человека могут прекрасно и к взаимному удовольствию сидеть за одним чайным столом.

В-третьих. И в-главных. Уровень чаепития полностью определяется тем, какое количество смыслов это чаепитие в себя вмещает. Чистая клоунада раздражает. Занудная и серьезная чайная церемония заставляет неподготовленного человека выть с тоски. Тупо обжираться и обпиваться — не интересно. Банальная или даже не очень банальная разводка на покупку дорогого чая тоже расстраивает, даже если тебе этот чай действительно нужен и ты готов его купить. Ну и так далее.

А вот если вдруг в одно чаепитие, в какой бы форме оно не происходило, вместить все смыслы — от клоунско-маркетинговых до этико-эстетических, да еще приправить его образовательной и социальной функциональностью, то получается шедевр.

Не всегда, но получается.