Карта Европы (и части Азии) с нанесенными на нее примерными объемами потребления чая на душу населения в разных странах — отличный объект для занимательного чайного анализа. И поиска ответа на вопрос «Почему в одних странах чая пьют много, а в других — мало».

Лобовые ответы на этот вопрос отметаются такими же лобовыми контраргументами. Влияние климата? Сравниваем Турцию с Грецией, а Россию с Латвией и Финляндией — и успокаиваемся. Религия? Сравниваем уже упомянутую и православную Грецию с православной же Россией или римско-католическую Ирландию с римско-католической Италией — и тоже успокаиваемся. Исторические и культурные связи? Сравниваем пару Ирландия — Великобритания (с близким уровнем потребления чая) с блоком — Россия — Украина — Белоруссия — Латвия — Литва — Эстония — Польша  (в котором очень сложно найти чайно-потребительские закономерности) — и вообще впадаем в просветленную тоску от мыслей о связи потребления с методами выстраивания национальной идентичности.

Можно было бы обвинить во всем кофе и предположить, что в тех странах, где пьют много кофе, чая пьют меньше — и наоборот. Но и тут есть нюанс. Во-первых, всегда найдутся страны со сравнимым уровнем потребления чая и очень разным уровнем потребления кофе. Например, Франция и Финляндия, в которых чая пьется примерно по 200-250 грамм в год, а кофе — 5 и 12 килограмм в год соответственно. Во-вторых, потребление чая и кофе, попадающее во все статистические отчеты, учитывается в килограммах. При том что потребляются эти напитки не в килограммах, а в литрах, которые для чая и для кофе связаны с килограммами очень разными соотношениями. Поэтому сравнивать потребление чая и кофе по килограммам — это верный путь к поспешным и ошибочным выводам.

Очень красива гипотеза о том, что страны с развитым вкусо-ароматическим бэкграундом просто не испытывают необходимости компенсировать вкусовую и ароматическую депривацию с помощью чая. В эту гипотезу отлично укладывается низкое потребление чая в средиземноморье (где вино, свежие фрукты и воздух насыщен природными ароматами) и высокое потребление чая в России (где восемь месяцев в году природа пахнет только тем, чем ты сам ее ароматизировал). Но никак не укладывается невысокое потребление чая в Финляндии, которая по природным ароматам не сильно отличается от России.

Ну и так далее. На мой взгляд, если рассматривать чайную культуру и проистекающий из нее уровень потребления чая как естественное продолжение культуры или условий жизни какой-либо страны или какого-либо народа, то никаких закономерностей, объясняющих уровень развития чайной культуры, найти не получится. Впрочем, рассмотрение культуры как чего-либо естественного изначально является ошибкой.

А вот если рассматривать чайную культуру как искусственную категорию, то все резко встает на свои места. И со всей очевидностью становится понятно, что все развитые европейские чайные культуры (равно как и чайные культуры пояса Турция — Иран — Азербайджан и дальше в Индию) являются инспирированными. И в России, и в Англии, и Ирландии, и в Турции потребительские чайные культуры были искусственно созданы бизнесом и властями — и никак иначе. Естественно, попытки внедрения чая в потребительские культуры происходили и в других странах — в тех же Германии, Голландии и Португалии, например, к этому были вполне неплохие предпосылки. Но не нужно забывать, что чай — это не единственный товар на рынке. Так что тот факт, что в Англии чая пьют много, а в Германии — не очень много, можно совершенно спокойно объяснить тем, что  английские чаеторговцы справились с выводом чая на внутренний рынок успешнее немецких. В бизнесе такое случается сплошь и рядом.  

Инспирированность потребительских чайных культур — это повод для упоительного оптимизма. Ведь она означает, что потреблением чая можно управлять. Недавний пример с московской клубной чайной культурой, созданной талантливыми эклектиками практически на пустом месте и до сих пор оказывающей заметное влияние на любителей чая по всем мире — отличное тому доказательство.

Инспированность потребительских чайных культур — это повод для угрюмого пессимизма. Потому что она означает, что успех любых усилий по продвижению чая будет зависеть не от изначальной идеи, а от того, какими ресурсами вы обладаете для ее реализации и от совокупности случайных факторов, которую принято называть окном возможностей. Которое почти всегда открывается при деятельном участии других потребительских культур — и тут будет уместно последнее наблюдение. Обратите внимание, что все развитые потребительские чайные культуры пьют черный чай с сахаром и (опционально) другими добавками.

Хотите успешно продавать чай? Найдите к нему подходящий сахар («сахар» — это собирательно образ чего-то, что будет потреблять вместе с чаем, конечно). И тогда инспирированность потребительских чайных культур станет для вас поводом для рационального реализма.