Чай, как известно, классная штука для разных научных исследований. Можно листики на плантациях обрывать и смотреть, как в результате стресса там продуцируются разные ароматические метаболиты. Можно кормить чаем голштинских коров и наблюдать за снижением удоев. Можно облучать чай по время производства разноцветным светом и смотреть, что получится (от желтого чай становится вкуснее). Короче говоря, развлекаться можно по полной программе. Но есть один нюанс — почти все чайные изыскания требуют использования дополнительного оборудования или материалов, одним чаем там не обойтись. Что же делать тем ученым, у которых нет возможности покормить чаем корову или засунуть что-либо в спектрограф?

Правильно. Обходиться подручными или специально приглашенными людьми и наблюдать за ними умными глазами.

Вот, например, еще в 2017 году американские ученые провели серию опытов для того, чтобы определить, в каких условиях люди лучше запоминают дегустируемый чай. Участникам исследования нужно было отдегустировать вслепую контрольный набор чаев и оценить все чаи по заданным параметрам. А затем, после небольшой паузы, отдегустировать вслепую расширенный набор чаев, в который, помимо чаев из контрольного набора, были включены «посторонние» напитки. И определить каждый чай из расширенного набора по принципу «был в контрольном наборе — не был в контрольном наборе».

Оказалось, что узнавание чаев очень сильно зависит от критериев, по которым они оценивались при первой дегустации. Вариантов таких критериев было три. Первым критерием была горечь, участникам надо было по десятибалльной шкале оценить, насколько горьким является чай. Вторым критерием была коммерческая перспективность напитка — участникам нужно было представить, что им предстоит торговать чаем, и определить по вкусу бизнес-перспективы каждого напитка. Третьим критерием была опасность. Участников попросили представить, что чай изготавливается из изначально ядовитого сырья, причем у этой ядовитости есть вкусовой маркер. И что в процессе производства чая яд становится неопасным, но его вкус сохраняется. Ну и, соответственно, каждый из дегустируемых чаев нужно было оценить по степени «ядовитости».

Ну так вот. Оказалось, что хуже всего при повторной дегустации определяются чаи, оцениваемые по горечи. Гораздо лучше определяются чаи, оцениваемые по опасности. И лучше всего, с небольшим отрывом от опасности, определяются чаи, оцененные при первой дегустации по степени коммерческой перспективности.

Проще говоря, здоровье и деньги для дегустатора намного важнее вкуса. А деньги немного важнее здоровья. Это очень профессионально, на самом деле.

В том же самом году, но уже в Шотландии психологи исследовали временную координацию между движениями глаз и другими действиями при приготовлении человеком чая и сэндвича. Обычно скорость реакции на что-либо, что человек видит, составляет полсекунды, однако она может меняться разных условиях. В ходе экспериментов исследователи выяснили, что при приготовлении чая у людей меньше скорость реакции, они надольше задумываются и рассматривают не участвующие в процессе приготовления чая объекты. А при приготовлении сэндвича люди быстры и конкретны. Вопреки выдвинутой изначально гипотезе, на скорость реакции испытуемых не повлиял такой фактор, как необходимость совершать большие и сложные перемещения в пространстве. Из чего исследователи сделали вывод, что скорость координации движения глаз с другими действиями связана с содержанием задачи и привлекаемыми к ее решению объектами, а не со сложностью действий, необходимых для решения этой задачи.

Что, в общем, в случае с чаем и сэндвичем, вполне объяснимо. Сэндвич готовят четко и сосредоточенно, потому что есть хотят, а чай готовят медленно и расслабленно, потому что делают это для удовольствия и боятся обжечься.

Если сопоставить результаты двух этих исследований, то можно предположить, что чаем, большей частью, занимаются осторожные, корыстные, но немного тормозные люди. Но для того, чтобы проверить эту гипотезу, нужны, конечно, дополнительные исследования.