Осознание влияния чая на здоровье бывает, обычно, трех уровней. На первом уровне человек оперирует бытовой уверенностью в том, что чай — это полезный для здоровья напиток. Потому что он горячий, в нем витамины и вообще об этом все говорят. Первый уровень — это уровень безмятежного безразличия, на нем обычно находятся те счастливцы, которым нет особого дела до целебных свойств чая — скорее всего потому, что они банально здоровы физически и более или менее адекватны психически.

На втором уровне человек начинает оперировать научными или околонаучными данными о полезности или вредности чая. Найти такие данные сейчас чрезвычайно просто, причем любого качества и проработанности — от манипулятивных маркетинговых материалов и откровенно дебильных дайджестов до полноценных и качественных научных публикаций, отлично подходящих для самостоятельной исследовательской работы. Второй уровень — это уровень истерического интереса. Причины этого интереса могут быть самыми разными — от коммерческой заинтересованности и реальных проблем со здоровьем до праздного любопытства, миссионерства («я спасу всех от перестоявшего чая») или апологетики («чай — это лекарство от всех болезней»).

На третьем уровне человек, по его собственному убеждению, «включает мозг» и понимает, что результаты лабораторных исследований, подтверждающих лечебную и профилактическую эффективность отдельных компонентов чая, никак не связаны с употреблением чая традиционным способом даже в больших объемах. Потому есть проблемы с выходом потенциально полезных веществ в настой, дозировкой, усваиванием, доставкой действующих компонентов к месту поражения, побочкой и всем таким прочим. А мета-исследования, оперирующие большими массивами данных и длительным временем наблюдений, дают обычно результаты типа «употребление пяти чашек зеленого чая в день в течение 15 лет снижает риск развития рака молочной железы на 2%», не учитывают множества факторов и тоже очень сложно переносятся в реальную жизнь. Третий уровень — это уровень ворчливого раздражения, на нем обычно находятся люди, наблюдающие, с какой беззаботной незамутненностью вешают маркетинговую лапшу на уши доверчивым клиентам продавцы богатой антиоксидантами матчи, которая, как известно, помогает от всех болезней.

Оставим сейчас без внимания тот факт, что коммерчески второй подход ничуть не успешнее третьего и самый мощный бред о целебных свойствах чая несут бизнес-маргиналы, перебивающиеся случайными заработками. И не будем никак комментировать, что «включением мозга» при третьем подходе чаще всего называется замена одного чужого мнения на другое чужое мнение при неизменном уровне собственного предметного невежества. И даже проигнорируем множество частных мнений, связанных с персональным опытом влияния чая на здоровье — как позитивным, так и негативным. И попытаемся разобраться с чайно-медицинской темой с точки зрения восприятия информации.

Для того, чтобы хоть немного понять специфику восприятия информации, связанной с влиянием чая (а также кофе, вина и керосина) на здоровье, полезно хотя бы на уровне википедии познакомиться с такими штуками, как эффект Барнума, эффект Розенталя, Хоторнский эффект, эффект аудитории, эффект доктора Фокса и, конечно, эффект плацебо. Понять, что все эти феномены могут причудливо чередоваться и выборочно действовать в каждой конкретной ситуации и на каждого конкретного человека — и погрузиться в просветленную тоску.

Потому что эффект Барнума позволяет человеку вычленять из получаемой информации только ту, которая ему сейчас в тему, и игнорировать все остальное. Например, человек, больной диабетом второго типа может прочесть о том, что EGCG повышает чувствительность к инсулину и решить, что употребление зеленого чая вылечит его.

Эффект Розенталя запросто позволит человеку, уверенному в том, что ГАБА-чай улучшает его работоспособность, работать после каждой чашки чая, как папа Карло. Особенно если ГАБА дорогая — всем ведь известно, что дорогой и настоящий чай полезнее дешевого и поддельного.

Хоторнский эффект приведет в к тому, что человек, попробовавший чай в качестве нового средства от старой болезни, заметит явные позитивные изменения в собственном состоянии. А эффект аудитории заставит человека, пьющего Да Хун Пао в окружении убежденных чайных пьяниц, почувствовать легкое головокружение и обратить внимание на то, что рыбка на дне чашке поплыла.

Эффект доктора Фокса (мой любимый, я часто его использую) — это вообще песня, особенно в случае с сообщениями на медицинские темы. Даже веско и вовремя сказанное «теперь вся сила в гемоглобине» позволяет произвести мощное впечатление на аудиторию. Что уж там говорить о привлекательном мужчине (это я опять про себя, конечно), способном в одном предложении и без запинки использовать слова улунгомобисфлаван, метилированные катехины и неролидол — он точно медицинское светило.

Про эффект плацебо и говорить нечего. Особенно если плацебо дорогое, опять же. А есть еще эффект красного вина — это когда высокую продолжительность жизни в странах с хорошим климатом и состоятельным населением, обладающим свободным временем и привычкой (и возможностью) следить за своим здоровьем, объясняют регулярным употреблением сухого красного вина. Все эти здоровые долгожители действительно пьют сухого и красного достаточно много — но вино является следствием их хорошей и продолжительной жизни, а не его причиной. В чае эффект красного вина любопытно работает, кстати — изначально относительно высокий интеллектуальный и культурный уровень людей, увлекающихся чаем, часто считают следствием действия напитка, а не органическим свойством людей… Отвлекся, впрочем.

Ну так вот. Восприятие информации, связанной с влиянием чая на здоровье — штука изначально непростая. И усугубляется тем, что эта информация постоянно перерабатывается потребителями. И в ходе этой переработки рекомендация пить свежезаваренный чай превращается в категорическое утверждение, что постоявший один час чай подобен яду змеи. А исследование, отмечающее, что замена в рационе сладких газировок несладким зеленым чаем приводит в снижению веса, превращается в уверенность в том, что зеленый чай — это отличный напиток для похудения.

Что же делать в этой тоскливой ситуации? Как отвечать на многочисленные вопросы о том, какой чай пить при язве желудка и высоком давлении? Куда девать собственные наблюдения за влиянием чая на себя любимого? Как реагировать на поток маркетинговой информации о целебном действии чая? И как все это сделать так, чтобы и самому заработать, и общую поляну не изгадить?

Ответы на эти вопросы, на самом деле, очень просты. От вопросов о влиянии чая на конкретные болезни нужно четко уходить и посылать всех к врачу. Собственным опытом можно делиться, соотнося его с собственной же убедительностью — чем зажигательнее вы выступаете, тем осторожнее это делайте, ибо primum non nocere. На маркетинговую информацию о целебном действии чая нужно реагировать в зависимости от ее качества и результативности. Над халтурой нужно смеяться и издеваться. К хорошо сделанной и результативной работе есть смысл относиться с уважением — тем более, что ее, возможно, сделал ваш будущий партнер. И помните, конечно, что любой комментарий любого специалиста работает не за или против конкретного чая или продавца. Он работает на всю культуру или против нее. Убедив своих клиентов в том, что чай в пакетиках — это вредное для здоровья говно, вы, фактически, убеждаете их в том, что весь чай — это оно самое.

Ну а если хочется похулиганить на медицинскую тему, зайдите в какую-либо чайную лавку и попросите чай для повышения потенции. Купите его и вернитесь в эту же лавку через пятнадцать минут со словами «вы знаете, не помогло, а есть еще что-нибудь?»