Первоочередная задача каждого чайника состоит в том, чтобы всеми способами увеличивать расход заварки. Чайный мастер, хвастающий тем, что ему пяти грамм чая хватает на двухчасовое чаепитие, ничем не отличается от героя анекдота про «может, но не хочет», заслуживает всяческого общественного порицания и не заслуживает дальнейшего упоминания в этом посте.

Я не очень люблю сравнивать чай и кофе — это очень разные напитки с минимальным количеством точек пересечения — однако бывают ситуации, когда такое сравнение очень убедительно. Прямо как сейчас. Смотрите.

Для приготовления одной чашки эспрессо в среднем используется 10 грамм кофе. Для приготовления одной чашки чая — в среднем 1 грамм чая. Я понимаю, что эти цифры очень примерные и всякое бывает, но разница в 10 раз мне кажется очень удобной с публицистической точки зрения. Потому что она означает, что при одинаковом темпе потребления напитков (это еще одно допущение, конечно, но вполне корректное) стограммовая пачка кофейных зерен заканчивается в десять раз быстрее, чем стограммовая пачка чая. Если проводить физиологические аналогии, то кофейная кровь течет по жилам кофейного бизнеса в десять раз быстрее, чем чайная кровь по жилам бизнеса чайного.

И дело тут не только в обороте. В ситуации, когда пачка продукта при ежедневном употреблении заканчивается за неделю, действительно актуальной становится его свежесть — сравните, например, собственное внимание к свежести сметаны и муки. А это значит, что сервисы, обеспечивающие эту свежесть — типа свежей обжарки и свежего помола — обретают реальный потребительский смысл. Понятное дело, что в чае их аналогов не существует, но представьте себе, что стограммовая пачка чая уходит за неделю? За это время не успеет надоесть даже чай с самой ядреной ароматизацией — а уже можно покупать новый.

Самое любопытное, что три культуры, в рамках которых чая на душу населения потребляется больше всего — турецкая, ирландская и английская — основаны как раз на повышенном расходе заварки. Англичане с ирландцами компенсируют повышенную крепость чая молоком, а турки работают со своим чаем, которого можно смело сыпать в чайник раз в пять больше, чем, например, чая цейлонского. То есть удачные прецеденты «нежаления заварки» есть и выглядят очень убедительно.

Если же посмотреть здраво на возможности конкретного чайника, то придется признать, что шансов повлиять на массовое потребление у каждого такого специалиста нет никаких. Это тоже вполне нормально — все ведущие потребительские чайные культуры, включая русскую, сформировались при активном участии правительства и крупных бизнесов, маленькому специалисту там особо ловить нечего. И даже примеры проникновения трендов, сформированных локальными сообществами, на массовый рынок, выглядят здесь не очень убедительно, потому что на общее потребления чая эти тренды не повлияли.

Но каждый конкретный чайный специалист может влиять на расход той заварки, с которой он работает. Чаще всего это совпадает даже с его тактическими интересами, потому что он этой заваркой так или иначе торгует.

Увеличивать расход заварки можно разными способами. Так, например, фермеры тайваньского сада Кумай производят волшебные, высокогорные и дорогущие улуны, которые отлично завариваются в режиме «20 грамм на 500 мл». Поэт, титестер и гражданин Алексей Купряков продвигает в массы высокую культуру чифиря. Дмитрий Филимонов и его последователи для приготовления одной порции чая настаивают его три раза на трех разных порциях заварки. Опытные китайские чайные церемонщики обильно орошают чаем фигурки на чайном столе. И все это, на самом деле, делается с одной только целью — поскорее прикончить существующий запас чая и побежать делать новый. Потому что если не расходовать заварку всеми доступными методами, то вся чайная индустрия, на фиг, остановится.

Холодное настаивание, использование свежего чая в косметических целях (купаться можно и в спитом чае, но того эффекта, ясное дело, не будет), чайная кулинария и все такое прочее с точки зрения ортодоксальных чайных традиций выглядит натуральным и очень аццким сотонизмом — но заставляет нашу общую чайную кровушку течь по жилам немного побыстрее.

Короче говоря, коллеги, если вы действительно хотите внести свой вклад в развитие чайной культуры, начните с того, что заварите чай покрепче.