В основе нашего пищевого поведения лежит стремление удовлетворить физиологические потребности — потребность в энергии в самом общем случае или в конкретных минеральных веществах в некоторых частных случаях. Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей подкрепляется, соответственно, положительными или отрицательными эмоциями. Мы бываем голодными и злыми или сытыми и довольными.

Самыми важными компонентами пищи с точки зрения удовлетворения наших физиологических потребностей являются углеводы и белки. Углеводы являются источником энергии, а белки — «строительным материалом» для нашего организма. Признаком наличия в еде углеводов является сладкий вкус, признаком наличия в еде белков — вкус умами. Положительную реакцию на сладкий и белковый вкус мы убедительно демонстрируем сразу же после рождения, практическая эквивалентность понятий «сладкий» и «привлекательный» очевидна даже тем людям, которые отказываются от сладкого по чисто эстетическим соображениям, а использование глутамата в качестве умами-обманки является одной из основ многих кулинарных традиций и заметной частью современной пищевой индустрии.

Наша реакция на сладкое и белковое проста и примитивна. За восприятие сладкого и белкового у нас на языке отвечают единичные типы рецепторов. Количество этих рецепторов, конечно, достаточно велико, но разнообразия нет никакого. Потому что если еда сладкая и белковая, в ней точно есть все, что нам надо — поэтому к черту нюансы, надо срочно есть, получать энергию, стройматериалы и положительные эмоции.

Массовая любовь к сладкому чаю, сладким и полусладким винам и кофе с молоком и сахаром совершенно естественна и органична. Насыпая в кружку чая три ложки сахара, заказывая у сертифицированного бариста оскорбляющее его капучино или покупая полусладкое «Советское шампанское» вместо брют натюра, мы нормализуем наше пищевое поведение, приводя его в полное соответствие с изначальным и основным смыслом употребления пищи.

Интерес к более сложным вкусам возникает при удачном стечении двух обстоятельств. Во-первых, мы должны быть сыты. Причем сыты давно и надежно, так, чтобы сытость стала для нас привычной и естественной. И чтобы положительные эмоции, испытываемые от сладкого и белкового, потеряли свою остроту. Во-вторых, мы должны обладать значительными эмоциональными ресурсами для того, чтобы испытывать вкусовой азарт и находить в себе силы для разбора таких сложных и многогранных вкусов, каким является, например, вкус горький. Рецепторов, отвечающих за распознавание нюансов горького, уже описано более сорока — можно сказать, что обработка горькой информации в десятки раз сложнее, чем обработка информации сладкой и белковой.

Проще говоря, для адекватного восприятия тонких и разнообразных вкусов, выходящих за рамки сладкого и белкового, мы должны быть зажравшимися бездельниками. Ну или праздными счастливцами, если вам больше нравятся пушкинские формулировки.

Развитый вкус к какому-либо продукту крайне слабо связан с воспитанием, интеллектуальным или культурным развитием, образованием и прочими лестными дня нас характеристиками. Это все лакировка. В первую очередь тонкий вкус связан с наличием у нас ресурсов — материальных, временных и эмоциональных — на то, чтобы этот тонкий вкус культивировать. А это значит, что…

Во-первых, любовь к несладкому чаю, кофе без молока и сахара и сухому вину является верным признаком того, что, в общем и целом, в жизни у нас все очень хорошо. Во-вторых, развитый вкус часто дает нам преимущество перед другими людьми, но нас самих лучше не делает — не нужно строить вредных иллюзий. В-третьих, любовь людей к сладкому чаю, кофе и вину может свидетельствовать как о том, что они, в отличие от нас, работают как черти и сильно выматываются, так и о том, что им наплевать на разборчивость в чае-кофе-вине и они тратят свои эмоциональные ресурсы на что-либо другое. В-четвертых, быть универсальным ценителем можно, но чрезвычайно сложно.

Да и не очень понятно, зачем, с учетом всего вышесказанного. Ведь человека, в конечном счете, характеризует не то, что и как он потребляет, а то, что и как он производит.