Так уж получилось, что до недавнего времени я ни разу не пробовал тенчу. А тут вот недавно попробовал — и теперь пребываю в демонстративном недоумении. Это такое недоумение, когда ты, на самом деле, все понимаешь — но повозмущаться хочется.
Тенча (или тэнтя, 碾茶) — это, напомню, полуфабрикат матчи. То есть это тот зеленый чай, который будет в итоге смолот в веселенький зеленый порошок. В романтическом варианте японской чайной парадигмы товаром является как раз тенча, а не матча. Подразумевается, что ты покупаешь тенчу и перемалываешь ее в матчу с опциональным купажированием непосредственно перед употреблением. Чтобы, во-первых, помол был свежим. И, во-вторых, чтобы ты мог блеснуть перед гостями своим мастерством составителя купажей.

Все это очень красиво и правильно, но не очень удобно. Поэтому в реальности и в первом приближении тенча — это оптовый полуфабрикат, который чайные фабрики продают на условные чаеразвесочные и матчепомолочные фабрики. А эти условные фабрики перемалывают тенчу в матчу, розничный и готовый к употреблению продукт.
Такой заковыристый расклад приводит, например, к тому, что в государственной чайной статистике Японии строчки «матча» нет вообще. Есть строчка «тенча». Но при этом купить тенчу чисто для себя, чтобы попробовать потому что интересно, до недавнего времени было не то чтобы нереально — но, скажем так, не очень просто.


Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Популярность матчи потянула за собой разные специфические предложения. Купить каменную ручную или электрическую мельницу, а к ней — разной тенчи, можно онлайн и относительно недорого. Мэйнстримом тенча, конечно, не стала — по сравнению с матчей на потребительском рынке ее считай что и нет. Но при этом она есть и ее можно попробовать. Ну вот я и попробовал — причем сразу три образца, из культиваров Окумидори, Самидори и Ябукита. Владислав, спасибо!



Я, в общем, впечатлен. Те варианты тенчи, что я попробовал, оказались отличными зелеными чаями в японском стиле, причем еще и попсовыми — в самом лучшем смысле этого слова, конечно. Ну то есть они ни разу не капризны в заваривании, легко переносят и кипяток, и длительное настаивание — и получаются вкусненькими и ароматненькими. Особенно Окумидори хорош — у него обнаружились яркие сливочные ноты, заставившие меня вспомнить сладкие плитки из детства. Дурацкие такие, которые по форме были как шоколад — но при этом ни разу не были шоколадом.
Ну а демонстративное мое недоумение связано с тем, что я совершенно не понимаю, зачем хороший, в общем, зеленый чай нужно перемалывать в порошок.
Да, да, я знаю, что матча технологичнее тенчи и несопоставимо лучше вписывается в ту же кофейную инфраструктуру. И для маркетинга матча в разы привлекательнее, причем в самых разных смыслах. За ней и развитый культурный бэкграунд, и оздоровительную мифологию к ней притягивать легче, и на жадность потребителей давить удобнее, рассказывая им про то, что в обычном чае мы пьем только настой, а матчу потребляем целиком, ни одной полифенолинки мимо печени. И добавленная стоимость у матчи больше — что тоже, безусловно, важно.
Но тенча банально вкуснее. Причем, как по мне, намного вкуснее. И я бы даже согласился с тем, что нельзя сравнивать взвесь с настоем, что это принципиально разные продукты. Если бы один из этих продуктов не был бы прямой производной от второго. И тут даже аналогия со свежей клубникой и клубничным вареньем не прокатит. Потому что в случае с клубничным вареньем мы получаем не только новый продукт, но еще и консервируем клубнику. А у тенчи проблем с хранением нет.



Так что прекрасно понимая все рациональные достоинства матчи, я теперь буду считать ее еще и испорченной тенчей. Причем испорченной осознанно, и, большей частью, из соображений недоброй такой и многогранной жадности всех субъектов чайного рынка, именуемой в простонародье жлобством.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий