Когда-то я написал цикл материалов о том, как стать чайным сказочником, экспертом, клоуном и гуру. И там, в тексте про гуру, я, среди прочего, отметил, что у чайного гуру должна быть своя точка истерики. Ну то есть такая тема или слово, от которого у гуру резко меняется эмоциональный настрой и он начинает вещать и верещать. Начинающие гуру очень любят терминологический нацизм, перевозбуждаясь от неправильных ударений, неправильного произнесения китайских или японских слов или смешивания понятий «окисление» и «ферментация» — но это, конечно, детский сад, штаны на лямках. Уважающий себя гуру оперирует истериками серьезными.
Я, конечно, не настоящий гуру — но элементы гуру-подхода к чаю мне не чужды. И свой гуру-жупел у меня тоже есть. Даже два: стандартизация и сертификация. О том, какая это все фигня и шляпа, я готов рассказывать без конца. Вполне допуская при этом, что все мои выступления носят исключительно компенсаторный характер. Ну то есть если бы сертификацией и стандартизацией занимался бы я лично, то это, конечно, были бы правильные стандарты и сертификаты. А все их критики были бы дураками и завистниками… Размечтался, извините.
Кенийское правительство рекомендовало кенийским чайным фермерам не связываться больше с сертификацией Rainforest Alliance, потому что, если все сильно упрощать, это дорого, а толку никакого.
Я позволю себе напомнить, что парадная идея Rainforest Alliance состоит в том, чтобы разного рода продукция проходила сертификацию, подтверждающую, что эта продукция — например чай — производится так, что всем хорошо. В первую очередь — окружающей среде. Именно поэтому сертифицирующая организация и называется Rainforest Alliance, и на логотипе у нее зеленая лягушка. Все это как бы намекает, что если у чая есть такой сертификат, то при его производстве и тропические леса не пострадали, и все лягушки остались довольны. И еще вчера квакали.
За тем, чтобы хорошо было не только лесам и лягушкам, но и производителям продукции, следит другая организация — Fair Trade. У нее, вроде как, еще и аналоги есть — но тут я уже не очень компетентен. За безопасность продукции отвечают органические сертификаты. За соблюдение конфессиональных правил тоже есть кому следить — короче говоря, при желании чайную пачку можно обвесить сертификационными лейбаками как новогоднюю елку фантиками.
Вся эта сертификация, конечно, сугубо добровольная. И, обычно, платная. Но в рамках парадной концепции предполагается, что дополнительные расходы на сертификацию, которые несет производитель, например, чая, этот самый производитель компенсирует за счет потребителей. Которые, конечно, с радостью переплатят за чай с сертификатами. Ибо этика.
На презентационном уровне идея эффектная. Но вот в реальности с ее реализацией возникли некоторые сложности.
Довольно быстро выяснилось, что потребители, в том числе и в самых развитых странах, действительно предпочитают сертифицированные разными этическими организациями продукты несертифицированным — но только до тех пор, пока они не становятся дороже. Или пока потребители занимаются демонстративным потреблением. Когда сертифицированные товары становятся дороже обычных, начинаются разные нюансы. Не, за них переплачивают, в итоге — но не так охотно, как в концептуальных презентациях. И когда никто не видит, дома, например, люди совершенно спокойно заменяют этичный и транспарентный кофе на «три в одном» и без всяких сертификатов. А органический чай без кофеина — на дешевые чайные пакетики. Переплачивать за которые никто не собирается — потому что на то они и дешевые.
Таким образом, схема, при которой фермеры сначала вкладываются в сертификацию, потом продают свой чай дороже, потому что на него спрос выше, оказалась не очень выгодной. Вернее выгодной — но не для фермеров.
Сертификация, если нужно, легко превращается в шикарную кормушку и в циничную систему выкручиванию рук мелким фермерам. Которые, если речь идет о чае, очень часто жестко привязаны к крупным покупателям чайного листа. И эти закупщики, например, могут упереться рогом и требовать либо сертифицировать чай, либо снизить закупочную цену на него. Вынуждая фермера или платить сертификационной конторе, или продавать чайный лист дешевле. При любом раскладе фермер несет убытки, а с прибылью остаются или крупные закупщики, или разные общественные организации. И все это — под очень благовидной шапкой заботы об окружающей среде или еще о чем-то таком безусловно важном.
Ну вот, собственно, примерно с таким раскладом и столкнулись кенийские фермеры. Сертификация того же Rainforest Alliance довольно дорогая — для небольшого хозяйства она может составлять 3000 долларов США. И ежегодная. И бонусов, как оказалось, не дает. Вот кенийское правительство и рекомендует фермерам от нее отказаться.
Скорее всего, все эти рекомендации, равно как и доведенная до прессы информация о них, являются частью какого-то большого торга. В котором чайным фермерам отведена роль статистов и кормовой базы. На это указывает, например, сообщение о том, что кенийское правительство не только порекомендовало фермерам отказаться от сотрудничества с Rainforest Alliance, но и объявило о намерении создать свой собственный сертификационный орган.
Стандартизация и сертификация, которые ты можешь прицепить к солидным товарным и денежным потокам — это очень выгодно.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий