«Коммерсантъ» опубликовал большой материал «Самовар, стакан, библиотека», посвященный, как следует из подзаголовка, тому, откуда и когда чай попал в Россию и как он у нас укоренился. Материал получился информативным.

Во-первых, среди знакомых имен и источников, я нашел там упоминание книги «Пейте чай, мой друг старинный» Элеоноры Басмановой, выход которой в 2016 году я как-то пропустил. Подзаголовок книги — «Чай, обычаи чаепития в русской бытовой культуре XVII — начала XX века», в ней 500 с лишним страниц и много иллюстраций. В основу книги положены воспоминания, выдержки из произведений русских писателей и дореволюционные публикации на чайную тему. В открытой продаже книги уже нет, тираж, судя по всему, был небольшим. Книгу надо запомнить и при оказии раздобыть.

Во-вторых, в статье в «Коммерсанте», есть несколько замечательных цитат, для меня новых. И интересные иллюстрации. За иллюстрациями милости прошу под ссылку, а лучшие цитаты я с удовольствием приведу.

Вот, например, из книги «Замечательные чудаки и оригиналы» Михаила Пыляева: «В старину чай пили только вечером. <…> Хозяйка сама заваривала чай. Ложечек чайных для всех не было, размешивали чай палочкой простой деревянной или корицей». Речь идет о подаче чая в доме Марии Римской-Корсаковой, урожденной княжне Волконской. И о второй половине XVIII века.

Я за этот фрагмент зацепился по двум причинам. Во-первых, я при бытовом заваривании чая на всю семью в больших чайниках всегда размешиваю чай перед разливанием деревянной палочкой. У меня стоит на балконе мешочек щепок для розжига — из них получаются совершенно замечательные палочки-мешалочки. Они еще потом от чая темнеют и изгибаются, это очень трогательно. Во-вторых, палочка корицы в напитке, достаточно распространенная в современных зимних рецептах, оказывается имеет богатые исторические корни. Надо запомнить — когда в следующий раз буду дегустацию грогов делать, предложу гостям размешать в них мед корицей, сославшись на княжну Волконскую.

А вот что пишет Екатерина Авдеева-Полевая в «Записках и замечаниях о Сибири» и в 1837 году о кирпичном чае: «Он вывозится от китайцев, на большие суммы, и его пьют татары, буряты и забайкальские русские. Они так привыкают к нему, что он делается для них необходим. Многие женщины съедают даже листья чаю или выварки, которые называются шара».

Немедля после прочтения полез проверять этимологию выражения «на шару» — и таки да. По одной из версий это выражение связано с сибирским диалектизмом шара, означающим спитой чай. Вначале «на шару» означало «попользоваться даром спитым чаем», «получить даром какую-либо старую рухлядь, хлам», а потом стало означать вообще любую ловкую халяву. 

Ирина Одоевцева в книге «На берегах Невы», описывая чаепитие с Николаем Гумилевым зимой 1920 года в Петрограде и отмечая, что Гумилев сам взялся приготовить чай, сообщает следующее. «Он наливает воду в большой алюминиевый чайник, снимает кастрюльку с примуса и ставит на него чайник. Все это он проделывает с видом фокусника, вынимающего живого кролика из своего уха. Мы садимся за кухонный стол и ждем, пока вскипит вода. Ждем долго. — Удивительно некипкая, глупая вода, — замечает Гумилев. — Я бы на ее месте давно вскипел. И как бы в ответ крышка чайника начинает громко хлопать. — Вот видите, — торжествует Гумилев, — обиделась и сразу закипела. Я умею с ней обращаться. Вода, как женщина, — надо ее обидеть, чтобы она вскипела…»

«Вода, как женщина, — надо ее обидеть, чтобы она вскипела» — это красиво, это тоже надо запомнить.

Ну и, конечно, в подборке чайных цитат не обошлось без Антона нашего Павловича Чехова. Который традиционно прекрасен. «Одна старуха, подавая мне чайную ложку, вытерла ее о задницу, но зато вас не посадят пить чай без скатерти <…> Чай здесь пьют кирпичный. Это настой из шалфея и тараканов — так по вкусу, а по цвету — не чай, а матрасинское вино». Это он в письме родным жалуется, в 1890 году по дороге на Сахалин… И да, про вытирание ложки тоже надо запомнить. Вдруг пригодится.

Добротная статья у «Коммерсанта» получилась. С легким похрустыванием французской булки, конечно — но без этого материалы об истории русского чая в принципе невозможны, как мне кажется.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».