В предыдущих своих материалах о сочетании чая с какими-либо другими вкусняшкам я описывал обычно два подхода к чайной гастрономии. Первый подход подробно изложен в цикле материалов «Чайная гастрономия как свальный грех». Заключается он, грубо говоря, в том, чтобы собрать на чайном столе большое количество разных вкусных штук и предложить гостю комбинировать их с чаем самостоятельно и в произвольных сочетаниях. В надежде — вполне оправданной, кстати — что такая вероятностная гастрономизация чая позволит отыскать действительно удачные вкусовые сочетания.
Второй подход — это выстраивание, скажем так, сенсорных треугольников из чая, какого-либо алкогольного напитка и какой-либо вкусняшки. Ну или других многоугольников, если компонентов в композиции больше, чем три. В блоге есть целый раздел про чай и алкоголь — там множество таких многоугольных примеров.
Оба эти подхода — и свальный грех, и сенсорные многоугольники — являются рабочими и эффектными. Но, как водится, имею некоторые ограничения. Свальный чайно-гастрономический грех обычно получается достаточно масштабным, технически сложным и, как следствие, дорогим. Ну и с эстетической стороной реализации у него бывают проблемы, как у любой сложной конструкции. А сенсорные многоугольники часто требуют от гостя изрядного гастрономического бэкграунда, из них редко получаются хорошие варианты чайно-гастрономических композиций для неподготовленной аудитории.
Поэтому в ситуации, когда нужно подготовить чайно-гастрономическую композицию которая будет, во-первых, лаконична и, во-вторых, понятна человеку любой степени гастрономической продвинутости, я использую третий подход, основанный на сравнении похожих компонентов композиции между собой. В самом простом варианте чайно-гастрономическая композиция, построенная по такому принципу, состоит из чашки чая и двух видов одного деликатеса. Двух видов сыра. Двух видов шоколада. Двух фиников разных видов. Двух видов меда. Двух видов халвы. И так далее. Можно, конечно, и больше двух — тут никаких принципиальных ограничений нет. Но никак не меньше.
В чайно-гастрономической композиции такого типа сразу появляется интрига, понятная даже не очень искушенному во всех этих пижонских дегустациях человеку. Потому что сравнивать между собой сочетаемость чая с двумя разными сырами или с двумя разными кондитерскими изделиями, которые макнули в сладкий херес, интересно. В этом есть интрига. А когда каждой вкусняшки только один вид, интриги сравнения в дегустации нет.
Вы можете собрать шикарный по составу чайно-гастрономический стол — с редким сахаром, дорогим медом, хорошим сыром, классным шоколадом и так далее. И все эти продукты могут интересно сочетаться с чаем. Но внутренней динамикиу такой дегустации не будет. Ну потому что в том, что чай с сахаром отличается от чая с медом, а оба они отличаются от чая с сыром, сомневаться в не приходится. А вот поискать разницу между дарджилингом с Комте и дарджилингом с Грано Падано — интересно.
Ну и, конечно, гастрономические композиции, построенные на сравнении подобного, можно запросто развить и в сенсорне многоугольники, и в свальный грех. Черный чай, руби-портвейн и два варианта горького шоколада, один из перуанских бобов, а другой — из кот-д’ивуарских. Или там черный чай, пармезан, бокальчик Педро Хименеса и бокальчик Москателя. И, все, можно наслаждаться.
Ну а про свальный грех и говорить нечего. Два сыра, два виде крекеров, пара вариантов мясных деликатесов, например хамон и пармская ветчина, пара видов меда, два шоколада, уже упомянутые несколько видов фиников — и все, и час можно из-за чайного стола не вставать.

И да. По этому же принципу чай для гастрономических композиций тоже можно выставлять парами. Чтобы узнать, с чем лучше сочетать арманьяк, с ассамом или с дарджилингом.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий