В ботаническом саду Рио-де-Жанейро открылся на днях после реставрации Casa Pacheco Leão. В этом доме жил одно время Антониу Пачеко Леао, возглавлявший с 1915 по 1931 год ботанический сад. А сейчас, после реставрации, этот дом стал выставочным павильоном и первая выставка там посвящена чаю и пятидесятилетию установления дипломатических отношений между Бразилией и Китаем. Выставка называется «Чайный путь. Ботаника, культура и традиции» — только на португальском, конечно.

В принципе, это могла бы быть обычная китайская чайная выставка за пределами Китая — такие выставки сейчас проходят регулярно, активное продвижение китайского чая по дипломатическим и культурным каналам является частью официальной внешней политики КНР. Но в случае с Бразилией есть нюансы. Во-первых, там все не ограничилось одной только выставкой, там открылся целый сад китайско-бразильской дружбы. Во-вторых, Бразилия, несмотря на спорадическую представленность в современной чайной культуре, является страной с интересной чайной историей.

Самый заковыристый, пожалуй, эпизод этой истории связан с тем, что чай на Азорские острова попал не откуда-либо, а именно из Бразилии. Азорские острова, напомню, хоть и находятся посреди Атлантического океана, но являются автономным регионом Португалии и формально-географически относятся к Европе. А еще на одном из Азорских островов — на Сан-Мигеле — есть чайные плантации и нормальное чайное производство. Крупное и индустриальное, хоть и немного архаичное — туда на экскурсии приезжают в том числе и для того, чтобы посмотреть, как было устроено чайное хозяйство в XIX веке. Сочетание европейскости Азорских островов и их чайной индустриальности приводит к тому, что правильным ответом на вопрос о том, где работает крупнейшая чайная индустрия в Европе, является ответ «Португалия» — что, согласитесь, немного не очевидно. 

И еще менее очевидным является тот факт, что первые чайные кусты на Азорские острова были завезены из Бразилии. Бразилия, конечно, долгое время находилась в тесных и сложных отношения с Португалией. Так что в историческом контексте ничего удивительного в путешествии чайных кустов из Рио-де-Жанейро на Азорские острова нет. В Никитскией ботанический сад, на минуточку, чайные кусты и вовсе из Турина приехали. Но исторический контекст — это одно. А современная реальность — совсем другое. И вот в современной реальности бразильско-азорская чайная связь выглядит несколько необычно.

Что ж касается самой бразильской чайной истории, то первое появление чайных растений в Бразилии не запротоколировано — ну или я о таких документах ничего не знаю. Но обычно считается, что в районе 1812 году чайные кусты в Бразилию привезли переселенцы из Китая. Выращивание чая всячески поддерживалось бразильскими властями — и уже в 1817 году в Бразилии росло около 6000 чайных деревьев. Достаточно старый чайный куст и сейчас растет в ботаническом саду Рио-де-Жанейро — но его истории я не знаю.

Чайная индустрия Бразилии в XIX веке развивалась достаточно бодро, в 1873 году бразильский чай был отмечен на выставке в Вене, Бразилия была в те времена одним из заметных поставщиков чая на мировой рынок. Чисто теоретически, в перспективе бразильский чай мог бы запросто конкурировать с индийским или цейлонским — но в 1888 в Бразилии отменили рабство и чайная индустрия Бразилии, основанная, как и другие чайные индустрии того времени, на дешевой рабочей силе, накрылась медным тазом. Ну или что там в Бразилии в те времена медный таз заменяло.

Сдержанный ренессанс чая в Бразилии случился в 1920-х годах, когда выращиванием и производством чая в тех краях занялись японцы. Это уже, конечно, был совсем другой чай и совсем другие масштабы — но именно чай в японским стиле является лицом современной чайной Бразилии. Как бы странно это ни звучало…

Интересно, будут ли в этом чайном случае наши китайские братья перетягивать на себя от наших японских чайных братьев одеяло бразильского чайного первородства?


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».