С неделю назад World Tea News опубликовал статью Tea Snobbery: Can It Hurt the Tea Industry?, в которой, как не сложно догадаться, обсуждается вопрос чайного снобизма. В статье приведены суждения трех специалистов. Один из которых характеризует чайный снобизм как сложное явление, к которому часто обращаются небольшие компании для того, чтобы хоть как-то заявить о себе на рынке. Второй рассуждает об эффекте привратника применительно к чайной информации и сетует на то, знания о хорошем чае проще распространять через кофейное сообщество. А третий жалуется на то, что, что как-то раз устраивал в своей кофейне чайную дегустацию с приглашенными чайными специалистами и столкнулся с таким чайным снобизмом, что просто караул — причем в чем именно состоял этот снобизм, не уточняет. И добавляет, что когда он захотел ввести в своей кофейне чай, то не смог найти специалистов, которые способны открыто рассказывать о чае — пришлось ему все самому изучать. (Ехидные замечания в стиле «а чего он хотел, чтобы его три года учили чай в заварник засыпать?» и «чтобы в чае самому в чем-то не разобраться нужно быть уж совсем ленивым идиотом» оставим для другой статьи, сейчас об этом — ни слова).

Ну и в качестве резюмирующего вывода предлагается мнение, что чайный снобизм настолько сильно мешает развитию чайной индустрии, что многие потребители о хорошем чае даже не знают.

Статья эта вызвала сдержанные дискуссии (на десяток постов) в некоторых англоязычных чайных сообществах, участники которых добавили к обсуждению несколько ценных мнений. Суть которых сводилась к тому, что снобизм не является специфическим чайным явлением и может развиться в рамках любой потребительской культуры. Да и вообще участники дискуссий не увидели в чайном снобизме никакой проблемы. Что, безусловно, правильно — особенно с учетом того, что под чайным снобизмом чаще всего понимается неспособность любого нормального чайника однозначно и четко ответить на вопросы типа «какой чай самый лучший», «как правильно заваривать чай» и «какой чай пить чтобы похудеть». Ну и с учетом того, конечно, что крайне часто люди ошибочно принимают за снобов обычных мудаков — которых в чае ничуть не больше, чем в любой другой теме.

Мы тоже считаем, что в чайном снобизме нет никакой проблемы — но немного по другой причине.

Чайный снобизм — это не только способ поведения, манеры и суждения, присущие чайному снобу. Чайный снобизм — это, прежде всего, товар, который продается вместе с чаем. Точно такой же товар, как и чайная духовность, чайная клоунада или чайный профессионализм (реальный или в кавычках). Практически все потребители более или менее дорогого чая помимо самого чая покупают что-либо еще. Причем этого «чего-либо еще» много и оно очень разнообразно и часто принимает очень странные формы.

Спрос на чайный снобизм, чайный мазохизм, чайную духовность и другие способы создания добавленной стоимости чая, нестабилен и зависит от кучи вещей. Например, от смены чайных приоритетов конкретного потребителя. Человек, начинающий разборчивое потребление чая как чайный коллекционер или чайный сноб, через несколько лет может превратиться в чайного однолюба и чайного пофигиста. Ну то есть, грубо говоря, он выберет для себя один чай (стиль чая, поставщика чая и т.п.) и будет пить его, совершенно не напрягаясь. Впрочем, изменение чайных приоритетов одного человека редко влияет не то чтобы на рынок в целом, а даже на небольшой его сегмент. Просто потому, что потребителей-долгожителей хорошего чая не очень много и они рассинхронизированы.

Гораздо заметнее на спрос на чайный снобизм и прочие «-измы» влияют доминирующие на рынке потребительские парадигмы. Описания таких парадигм можно подсмотреть у того же «Евромонитора», они обычно раз в год публикуют отчет, в котором описывают доминирующие типы потребления. Например, в 2019 году, еще до ковида, специалисты «Евромонитора» описывали 10 основных схем потребительского поведения (не для чая, естественно, а вообще), названия части из которых даже на русский язык не очень получается перевести. Но были там и вполне понятные парадигмы, например Цифровой Энтузиазм, Сбалансированный Оптимизм и Ищущий Минимализм. И чайный снобизм с трудом вписывался только в две-три из этих десяти парадигм. Ну то есть в 2019 году спрос на чайный снобизм был не очень высоким.

Невысокий он и сейчас — но это не значит, что так будет продолжаться всегда. Постоянные упрощения, которое является основой «антиснобизма», быстро наскучат и приведут к формированию запроса на более сложное потребление чая, требующее от потребителей достаточно высокого уровня разборчивости. А потом эти сложности всех задолбают — и снова возникнет спрос на чай без снобизма.

Все это совершенно просто и понятно. Отметим только, но у этих качелей чайных потребительских парадигм есть два любопытных свойства. Во-первых, в разных странах и на разных рынках они качаются с разной частотой и амплитудой. И в этом смысле интересно сравнивать как близкие (например, Россию и Украину), так и далекие (например, Россию и США) рынки.

Во-вторых, время возврата парадигм потребительского спроса обычно больше, чем время смены потребительских поколений и кардинальной смены информационных технологий. Именно поэтому у людей, наблюдающих изменения парадигмы изнутри, часто возникает совершенно пионерское ощущение встречи с неведомым и новым. Потому что они этого никогда не видели. Увы. Почти все новое — это совсем еще не забытое старое. Просто когда это старое (например, спрос на чайный снобизм или, напротив, на отсутствие снобизма) прошлый раз доминировало на рынке, значительная часть современных потребителей еще на горшках сидела, а инстаграма и вовсе еще не было.

Хорошего снобизма!