Вы никогда не задавались вопросом, почему все недавние попытки выделить в чае некую категорию, которая будет аналогом Speciality Coffee, выглядят так неубедительно?

На наш взгляд, это происходит по одной единственной причине. В настоящее время в чайной культуре нет института, достаточно сильного для того, чтобы заставить значительную часть мирового чайного рынка играть по своим правилам и навязать этой значительной части рынка свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Когда на такой институт были хотя бы намеки — в те времена, например, когда на мировом чайном рынке доминировали английские компании — в чае был абсолютный аналог Speciality Coffee. Яркими представителями такой категории отборных чаев были, например, плантационные дарджилинги. С их терруарностью, миллезимностью, максимальной для своего времени транспарентностью (простите за такие слова) и реальной убежденностью многих ценителей чая в том, что это лучшие на свете чаи. Мы уже как-то писали обо всем об этом (см. «Слабоумие и стандарты»), но это было давно, можно повторить.

Как только чайная культура стала децентрализованной, а мир — глобальным, представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо, перестало быть общим и перешло на уровень конкретных стилей чая, иногда совсем небольших и локальных. И сейчас это представление отлично реализуется в рамках китайских, тайваньских и японских чайных конкурсов. И менее отлично — в чайных конкурсах, проводящихся в странах — потребителях чая.

При этом, конечно, попытки ввести в потребительскую чайную культуру категорию, аналогичную категории Speciality Coffee, предпринимаются с энтузиазмом разной степени энергичности регулярно на протяжении последних лет. И этот энтузиазм понятен. Всякому было бы приятно устанавливать правила если не для всего чайного рынка, то хотя бы для какой-либо его части. Вот только ресурсов для того, чтобы навязать рынку свои правила игры, нет ни у кого. А представления типа «сейчас мы придумаем классную идею и удачный термин и все станут спрашивать нашего мнения про то, как лучше потратить деньги» выглядят откровенно наивными. Нет, идеи и термины могут работать в чистом виде — но только на небольшом рынке или в небольшой тусовке. Так было, например, с «Элитным чаем» в России лет 20 назад — это был, пожалуй, последний из абсолютных аналогов Speciality Coffee на относительно крупном чайном рынке.

Даже тот факт, что для особенного чая так и не придумано уникального специального чайного термина и для его обозначения чаще всего используется термин Speciality Tea, калькированный с кофе, прямо подтверждает слабость существующих чайных институтов. У которых просто нет ресурсов на то, чтобы навязать рынку какой-либо новый термин — и они вынуждены использовать паблисити-ресурс устоявшегося термина из соседней культуры.

При этом как только появится (если появится, конечно) какая-либо реально сильная структура, работать с которой будет выгодно, а не работать — невыгодно, значительная часть профессионального чайного сообщества радостно примет любую предложенную ею терминологию. Хоть Fine Tea, хоть Professional Tea, хоть Masters Tea, хоть Speciality Tea, хоть Hueciality Tea (это от HUE — Hot, Unique, Ecological — а не то, что вы подумали). Вот если бы мы стали такими мировыми Чайными Властелинами, мы бы отработали приятную фонетическую концовку фразы Speciality Tea и назвали бы категорию особенного чая -tytea. Именно так, с дефисом, чтобы читалось как «тити» — это коротко, гипер-няшно и сексуально.

Ну и, конечно, кроме всех описанных проблем выделения особенного чая в отдельную потребительскую категорию, существуют некоторые сложности с формальным определением этой категории. Проще говоря, пока никто не смог внятно и непротиворечиво ответить на вопрос, что же такое Speciality Tea. (Далее мы будем использовать этот термин, при всей его неудачности он уже прижился и всем понятен настолько, насколько все это вообще может быть понятно). Хотя именно с этим определением все очень просто. Оно, правда, звучит немного коряво, ну так это тема такая.

Speciality Tea — это чай с высокой добавленной стоимостью независимо от способа создания добавленной стоимости.

Тоже самое можно сказать другими словами.

Если торговля небольшими объемами чая позволяет за счет высокой наценки эффективно работать вашему бизнесу — то вы работаете со Speciality Tea.

Это абсолютно универсальное и очень гибкое определение, отлично подходящее вообще для всех чайных культур — производственной, торговой и потребительской. Оно работает по принципу, который изложен в притче про трех строителей, которые делают одинаковую работу, но один считает, что возит камни, второй — что зарабатывает деньги, а третий — что строит храм.

Вот смотрите. Если вы где-нибудь в Грузии вертите чай из листьев, собранных с заброшенной чайной плантации и продаете его по условной десятке за килограмм — это просто грузинский чай. А если вы тот же чай называете «Экологически чистым чаем с одичавшей плантации из (здесь название деревни), изготовленным чаеводом классической школы» и продаете по сотке за килограмм — это спешиалти.

Если вы купили контейнер Дян Хуна, расфасовали его по стограммовым пачкам и продаете через супермаркет — вы торгуете китайским черным чаем (ну еще, если хотите, можете приписать в скобках слово «красный»). А если вы расфасовали этот чай в красивые баночки с автомобилем на этикете и выставили его в качестве официального напитка на открытие автосалона Chery, то это — спешиалти.

Если вы купили у оптовика пять килограммов Ассама неизвестного года производства и продаете его на развес за недорого в своей чайной лавке, то вы торгуете Ассамом. А если вы насыпали в него сахарных сердечек, добавили немного дубовой коры и сосновых иголок, назвали все это дело «Авторский чай по-псковски» и приписали к цене нолик, то это —  спешиалти.

Если вы торгуете ромашкой в фильтр-пакетах, то вы — аптека. А если вы эти фильтр-пакеты втридорога продаете на тренингах по тантрической йоге как гармонизирующий напиток, впитавший в себя прану марокканского солнца, то это — спешиалти.

Если вы завариваете в кафе цейлонский чай, просто бросив пакетик в чайник, то вы продаете чай, про который потом пишут посты в стиле «кухня приличная, а чай — позорный». А если у вас клиент может сам выбрать добавку в чай, а на стене висит карта Шри-Ланки с воткнутом в нижнюю часть острова флажком, изготовленным из ярлычка чайного пакетика, то это — спешиалти.

Ну и так далее. Приведенные примеры, кстати, четко показывают, что чем дальше от плантации, тем больше способов превратить чай в Speciality Tea. Так что при производстве чая доля Speciality Tea в общем объеме чая невелика. При продаже чая в магазинах доля Speciality Tea резко возрастает. А при подаче чая в общепите Speciality Tea начинает доминировать над обычным чаем.

Ну и конечно, принадлежность чая к сегменту Speciality Tea может быть никак не связана с его потребительскими характеристиками. Speciality Tea — это вообще не о характеристиках чая, а о находчивости и удачливости продавца. И здесь из всей этой истории вылезает еще один любопытный нюанс.

Speciality Tea — это инструмент конкурентной борьбы, с использованием которого определенные игроки чайного рынка пытаются отстроиться от конкурентов. Поэтому, несмотря на универсальность и простоту предложенного выше определения, всегда найдутся желающие дать Speciality Tea какое-либо другое определение, которое сделает их чай особенным, а остальные чаи — нет. Поэтому данное выше определение есть смысл немного уточнить.

Speciality Tea — это чай с высокой добавленной стоимостью, в создании которой участвует тот, кто дает определение Speciality Tea.

Вот теперь все. Почти сепульки. Можно отливать в граните.