Сегодня в «Чайных параферналиях»: ценовая война и конкуренция подходов; ЧГК, Лермонтов и чай по-кубински; регенеративные напитки; зеленый чай и выводимость цыплят; глобальная чайная статистика. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас материально можно вот по этой ссылке.
Ценовая война и конкуренция подходов
Две крупных китайских сети готовых чайных напитков — Heytea и Nayuki — начали ценовую войну, практически одновременно объявив о снижении цен на ряд напитков. Любопытно, что компании выбрали разный подход к снижению цен. Heytea снижает цены на старые напитки, предлагая все новинки по традиционной цене. А Nayuki, напротив, собирается продавать со скидкой традиционные ежемесячные новинки.
За свою недолгую, но яркую и убедительную историю обе эти компании прибегают к последовательному и достаточно агрессивному (в некоторых случаях цена снижается вдвое, с 30 до 15 юаней, например) ценовому маркетингу впервые. Доселе им удавалось эффективно привлекать клиентов новыми вкусами, необычной подачей и прочими штукам, характерными для проектов, основу которых составляют молочные и фруктовые чайные напитки, предназначенные для немедленного употребления, в том числе и на ходу.
Наш взгляд, самое интересное во всем этом не сам факт резкого снижения цен, а принципиально разный подход к соотносению скидок и новинок. Тут вот какая заковыка. У чайных проектов, работающих с яркими и не совсем чайными вкусами — будь то обычный ароматизированный чай или различные варианты готового к употреблению чая — есть два краеугольных камня. Широкий ассортимент и постоянное его обновление. Дело в том, что первичная и сильная привлекательность яркого вкуса почти всегда исключает длительный интерес к нему. Не, мы не сомневаемся, что есть люди, готовые годами пить «Нахальный фрукт» или зеленый жасминовый чай со свежей клубникой под сырной шапкой. Но чаще всего такого рода напитки пьются всего несколько раз — после чего надоедают. И им ищется другая и не менее яркая замена.
Короче говоря, для сетевого проекта, разливающего молочный и фруктовый чай, пригодный для немедленного употребления, новинки — бизнес-необходимость. И в этом смысле, повторимся, интересно, что одна китайская сеть решила сработать по принципу «новинки купят и так, а на старые напитки мы снизим цену», а другая по принципу «снизим цены на новинки и привлечем к ним дополнительное внимание». Это, фактически, конкуренция на уровне подходов, это азартно. Едва ли у нас будет возможность получить объективную информацию о том, какой подход, в итоге, окажется более эффективным. Но сама ситуация прикольная.
ЧГК, Лермонтов и чай по-кубински
Мурат Корнаев поделился дивным — ссылкой на запись одного из эфиров «Что? Где? Когда?» 1982 года. В котором, кроме прочего, был чайный вопрос. Знатокам зачитали следующий фрагмент:
«Я помню чудесное летнее утро. Мы с друзьями сидели на высоком холме. Вокруг простирались сады. Было тихо, прозрачно, пряно от аромата зреющих фруктов. Я никогда не забуду вкуса чая, который заварил гостеприимный хозяин. Это был какой-то особенный чай: особой заварки — чай по-кубински».
И задали вопрос: «Скажите, кто из поэтов написал эти строки. Кто пил этот замечательный напиток, чай по-кубински». Знатоки ответили, что это Маяковский. А правильным поэтом оказался Лермонтов, который, по версии задающих вопрос телезрителей, во время своего путешествия по Кавказу добрался до села Куба (ударение на «а») и выпил там чаю. Ну то есть, на первый взгляд, все красиво и прикольно, региональные эрудиты снова срезали эрудитов столичных. И вроде как даже новая тема для коротких чайных баек появляется. Однако есть нюанс. Вернее даже два. Важный литературно-исторический и и не очень важный географический.
Попытка найти первоисточник, в котором описан чай по-кубински в том значении, в котором о нем говорится в вопросе, вывела нас не на письма или произведения Лермонтова и не на воспоминания его современников. А на книгу Геогрия Гулия «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова», которая была опубликована в 1975 году и в которой есть вот такой фрагмент:
«Я помню чудесное летнее утро в Кубе́. Мы с друзьями сидели перед чайханою на высоком холме. Вокруг простирались сады. Было тихо, прозрачно и пряно от аромата зреющих фруктов. Я никогда не забуду вкуса чая, который заварил гостеприимный азербайджанец. Это был какой-то особенный чай, особенной заварки. «Чай по-кубински», — сказал чайханщик. Я смотрел с высоты и думал о Лермонтове: каково было здесь молодому поэту? Где-то он скакал, где-то отстреливался, где-то ночевал прямо на земле, по-горски закутавшись в бурку».
Отличия в двух приведенных фрагментах, конечно, есть — но их проще объяснить легким изменением текста при переиздании или переводе книги или же намеренным искажение фрагмента при формулировке вопроса, нежели тем, что первый фрагмент является цитатой из письма Лермонтова или кого-то из его современников, а второй — цитатой из книги о Лермонтове.
Короче говоря, строки эти написал Георгий Гулия, и чай по-кубински тоже пил он. Хотя, конечно, никто не мешал и Лермонтову выпить чаю в Кубе. Вот только документальных подтверждений этому, особенно связанных с самим Михаилом Юрьевичем, который, как известно, сделал для отечества не меньше Александра Сергеевича, мы не нашли.
Ну а чай по-кубински (относительно села, а не острова) — это, скорее всего, просто местный кавказский прикол, никак не связанный с конкретным рецептом или конкретным чаем. И появившийся, скорее всего, незадолго до визита в те края Георгия Гулия — Куба (которая остров) была тогда, если можно так выразиться, популярной медийной темой. «Кубу — любовь мою» спели в 1963 году, так что нет ничего удивительного, что что в Кубе (которая село) одинаковое написание двух географических названий обыгрывали при любом удобном случае.
Географический же нюанс состоит в том, что на Кавказе есть две Кубы — одна в современной Кабардино-Балкарии, другая — в современном Дагестане. О какой Кубе пишет Георгий Гулия, мы точно сказать не можем. Лермонтов мог побывать и там, и там. Сам Георгий Гулия пишет, что «Крайняя восточная точка в Закавказье, где побывал Лермонтов, – Куба́. Это очень близко от Дагестана», то есть дагестанская Куба является более вероятно, но полной уверенности в этом у нас нет.
Ну и чтобы закрыть тему. Рецепты чая по-кубински, уже связанные с островом, тоже существуют. Это, как правило, черный чай с фруктами (фруктовыми соками) и пряностями. И, по непонятным причинам, без рома, сигар и мулаток. Тоска, короче.
Мурат, спасибо!
Регенеративные напитки
Агентство Euromonitor International, славящееся своими обзорами рыночных тенденций, опубликовало отчет о выставке Natural Products Expo West 2022, которая работала в Калифорнии в начале марта. Отчет, как и положено, посвящен инновациям, которые могут повлиять на индустрию напитков. Чай в этот обзор не попал вообще, а из чайных RTD-напитков внимания удостоились только функциональные чайно-травяные тоники Teaonic Fresh Pop. Но наше внимание отчет привлек не этим, а термином «Регенеративные напитки» (Regenerative drinks), которым обозначаются напитки, приготовленные из пищевых отходов. Например, джин из картофельных очистков или соки из испортившихся фруктов и овощей.
Очень сложно удержаться от упоминания о том, что регенеративность является неотъемлемой частью чайной культуры. В истории которой были очень интересные страницы, связанные с повторной продажей и повторным использованием спитой заварки. Ну и это отличная концепция для модной чайной — подавать чай повторного заваривания. То, что еще недавно было сиротским вирпячком, сегодня — актуальный регенеративный чай. Запомните термин, вдруг пригодится.
Зеленый чай и выводимость цыплят
Китайские ученые решили посмотреть, как скажется зеленочайная диета кур на качестве куриных яиц. Вообще, конечно, самые разные ученые давно изучают воздействие зеленого чая как на самих кур, так и на их яйца. Нам попадались исследования, в которых изучалось влияние зеленого чая в рационе кур на качество их мяса и на пропорции тела. Существуют исследования, связывающие зеленочайную диету несушек с содержание тех или иных компонентов в яйцах. Но исследование связи зеленочайной диеты с выводимостью цыплят нам попалось впервые.
Короче. Если на протяжении четырех недель курам в корм добавлять совсем небольшое количество порошка зеленого чая, то выводимость цыплят из яиц, которые снесли такие куры, будет на два процента выше, чем выводимость цыплят из яиц кур, обделенных зеленым чаем — 89% против 87%. Кроме того, в желтке яиц «чайных» кур оказалось меньше холестерина, а сами эти яйца получилось более антиоксидантными.
А вообще, конечно, ужасно, что куры вынуждены страдать за какие-то несчастные два процента.
Глобальная чайная статистика
ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций — опубликовала с месяц назад серию отчетов, описывающих состояние мировой чайной индустрии и мирового чайного рынка по состоянию на начало 2021 года. Ну то есть 2020 год там учтен полностью, а 2021 — еще нет. Такой годовой лаг в публикации отчета естественен для глобальной статистики, так что не пугаемся. Ну а изучать такие отчеты очень интересно, хотя бы для общего развития, чтобы понимать, частью какого рынка и какой культуры мы являемся. Следует отметить при этом, что принципиальная картина на мировом чайном рынке (основные производитель, экспортеры и потребители) не меняется уже довольно давно — но посмотреть на нее в цифрах все равно приятно. Тем более, что наши коллеги из STIR аккуратненько разместили их у себя на сайте.
Самый простой из отчетов, пожалуй — это общий отчет о глобальной рыночной ситуации. В 2020 году мировое производство чая составило 6,29 миллионов тонн и совсем немного выросло по сравнению с 2019 годом, в основном за счет роста производства чая в Китае. Который (рост производства чая), в свою очередь, стал ответом на рост спроса на чай внутри Китая. Китай, кстати, в 2020 году произвел 2,93 миллионов тонн чая, то есть почти половину всего произведенного чая в мире.
Второй производитель чая в мире — Индия — произвела в 2020 году 1,26 миллионов тонн чая, заметно меньше, чем в 2019 году (1,4 миллиона тонн). Кения и Шри-Ланка произвели в 2020 году 571 805 тонн и 283 943 тонн чая соответственно, в Кении производство чая по сравнению с 2019 годом выросло на 24%, а на Шри-Ланке снизилось на 7,6%.
Мировой экспорт чая в 2020 году упал по сравнению с 2019 годом с 1,83 до 1,74 миллионов тонн, в основном за счет снижения экспорта из Шри-Ланки, Индии и Китая, которые являются, соответственно, вторым, третьим и четвертым экспортерами чая в мире. Экспортный чайный лидер, Кения, объемы продажи чая на внешний рынок в 2020 году увеличил, но общей мировой экспорт все равно остался в небольшом минусе.
Мировое потребление чая в 2020 году по сравнению с 2019 годом выросло на 1% и достигло 6,1 миллиона тонн (при производстве, напомним, 6,29 миллионов тонн). Потребление чая растет на протяжении всего последнего десятилетия, но тихонечко, на 3,6% за десять лет. По сравнению с такими темпами роста потребления процентный прирост 2020 года — это, практически, скачок. На традиционных рынках, например, в России, потребление чая снижается, при этом растет потребление чая во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки.
С 2011 по 2020 год потребление чая на душу населения снизилось в Европе на 1,4%, в Северной Америке — на 2,3%, в России — на 3,5%. К странам, в которых за эти же десять лет потребление чая на душу населения значительно увеличилось, относятся Китай (6,8%), Бангладеш (5,4%), Турция (3,5%), Индонезия (4,1%), Пакистан (5,4%), Малави (16,3%), Кения (5,9%), Руанда (5,3%) и Уганда (13,5%).
Обратите внимание на снижение потребления чая на душу населения в Северной Америке. Мы как-то привыкли к тому, что все отчеты из США (давайте считать, что с чайной точки зрения США практически эквивалентны всей Северной Америке) сообщают о росте потребления чая. Но тут есть нюанс. В отчетах обычно сообщается о росте потребления в США горячего чая и RTD-чая. А основой американского чайного потребления является традиционный холодный чай (ice tea), который совсем не эквивалентен RTD-чаю. И вот потребление этого самого традиционного холодного чая в США как раз и падает, снижая общую чайную статистику.
Основным потребителем чая является Китай. В 2020 году жители этой страны выпили 2,6 миллиона тонн чая, это 43% от общемирового потребления. За последние 10 лет объем потребления чая в Китае вырос на 7,3%. Индия в 2020 году выпила 1,07 миллиона тонн чая, это 17,5% мирового потребления чая.
При анализе цен на чай ФАО оперирует интегральным показателем, основанном на ценах на гранулированный и листовой чай. В 2017 году цены на чай резко выросли, в 2018 и 2019 годах также резко упали, а в 2020 выросли относительно немного, на 4,2% относительно 2019 года. Средняя цена на чай в 2020 году составила 2,52 доллара США за килограмм. В 2021 году цены продолжили падение и средняя цена на чай составила 2,44 доллара за килограмм. Ценовая статистика, видимо, собирается быстрее «объемной» — поэтому в ценовом отчете ФАО фигурирует уже и 2021 год.
Более подробный разбор ситуации с ценами на чай ФАО собрала в отдельный документ, если эта тема вам интересна, полюбопытствуйте. Ну и пандемию коронавируса специалисты ФАО стороной, конечно, не обошли. Приятного чтения.
Пишите письма и помогайте материально
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий