В японских новостях наткнулся на упоминание чайников Асиягама. Никогда о таких японских чайниках не слышал — и полез разбираться.



Оказалось, что я такие чайники на картинках видел неоднократно — просто не обращал на них особого внимания. Ну стоит на очаге посудина — мало ли в Японии таких посудин… А оказалось, что это чайник. Металлический, без носика и знаменитый.
Впрочем, обо всем по порядку.
Асиягама (ашиягама, ашиякама, асиякама, если угодно — 芦屋釜, короче) — это, буквально, «Котел из Асия», «Чайник из Асия». А Асия — это городок в префектуре Фукуока, где эти самые чайники изготавливали, ориентировочно с середины XIV века и до начала XVII века.
Асиягама — это чугунная кастрюля с крышкой, обычно колоколообразной формы. С двумя проушинами, в которые можно продеть ручки или за которые чайник можно подвесить над огнем. Носика у Асиягамы нет, а чайником она называется (и является) потому, что основное ее назначение — кипятить воду для чайной церемонии.



Если вы помните, в японской чайной церемонии кипяток зачерпывают из кипятильника сверху, специальным черпаком, который называется хисяку. Это чудесное слово, если начать его склонять, то оно становится совершенно русским. «Вон ведро, зачерпни там воды хисякой, да попей». «Он пришел домой, выпил хисяку водки — и начал песни горланить». «Налей-ка мен щец три хисяки, со дна пожиже». «Ну что, мастер, доставай свою хисяку»… Отвлекся, извините.
Так как во время японской чайной церемонии кипяток черпают хисякой, кипятильнику носик не нужен. И если оценивать такой кипятильник по форме, то чайником его назвать не очень получается. Но при этом этот кипятильник кипятит воду для чая — то есть по функциональности это стопроцентный чайник. Так что Асиягама называется чайником совершенно справедливо.
Итак. Еще раз. Чугунная кастрюля колоколообразной формы с крышкой и проушинами под ручки. Все очень просто. И вообще не очень понятно, отчего эти чайники так высоко ценятся. Действительно высоко — пишут, что из девяти чайников, причисленных в Японии к особенным культурным ценностям, восемь — Асиягамы.



Бес, как водится, в деталях. Причем в некоторых деталях — реальный бес. Проушины под ручки на Асиягамах часто выполняются в форме голов демонов. Реже — в форме голов животных. Сами чайники обычно покрываются орнаментом или рисунками — но бывают и гладкими. Их форма, проста, элегантна и, что очень важно, композиционна — они прекрасно вписываются практически в любой интерьер. В том числе и в интерьер чайной комнаты. И немаловажную роль в этой высокой композиционности играет отсутствие носика.

Вообще, надо сказать, что лучшие образцы чайников Асиягама обладают характерной чертой всех действительно красивых предметов и явлений — чем дольше на них смотришь, тем больше они нравятся. Собственно этим и отличается красота от прелести. Прелесть всегда зовет за новыми впечатлениями. Красота — нет.
Главная же фишка Асиягамы — тонкостенность и легкость, удивительные для чугуна. Именно эта фишка, скорее всего, и стала одной из причин упадка Асиягам. Нет, там и с объективными причинами все было в порядке, время было неспокойное. Но, кроме всего прочего, чайники Асиягама были сложны в производстве — мне попадалась информация, что доделать до конце удавалась только один чайник из трех начатых. И еще они были недолговечны в обиходе, тоже из-за тонких стенок. Поэтому, кстати, среди сохранившихся чайников Асиягама часто встречаются отремонтированные — например, с замененной нижней частью.



Так или иначе, но с XVII века и до недавнего времени эти чайники не производились. Сейчас, вроде как, поговаривают о восстановлении их производства, но тут пока без подробностей.
В современной же японской чайной культуре эти чайники играют роль, немного похожую на роль старинных самоваров в чайной культуре русской. О них знают, их коллекционируют, старые образцы можно купить тысячи за три долларов, ими любуются, их используют для особенных чаепитий и как тему для разной забавной сувенирки. Пирожные в форме Асиягам делают, например.

И, как и в случае со старыми самоварами и, наверное, с большей частью других эстетизированных обиходных предметов, в массе своей чайники Асиягама не особенно интересны. Тот, что я нашел за три тысячи долларов, мне, например, совсем не понравился — кастрюля кастрюлей. Но лучшие образцы Асиягам, повторюсь, прекрасны.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий