В японской прессе, но на русском языке нашел рецензию на книгу Ёсино Ако и Идо Коити «Всемирные выставки и чай: история японской чайной дипломатии, удивившей мир». Книга посвящена участию Японии во Всемирных выставках, начиная со второй выставки в Париже в 1867 году и заканчивая Всемирной выставкой в Чикаго в 1933-1934 годах. И тому, как Япония использовала свои чайные традиции и для популяризации своего чая, и для популяризации самой Японии.
Надо понимать, конечно, что все это делалось не для того, чтобы просто взять и познакомить весь белый свет с культурой Японии. Чтобы значит американцы или французы восхищались, а японцам было приятно. Япония в те времена активно тянула на себя одеяло главной восточной страны и через это прорывалась в клуб ведущих мировых держав. И, в принципе, прорвалась — участие в качестве одной из ключевых сторон во Второй Мировой войне как бы намекает.
Перетягивание на себя фокуса чайного внимания вполне себе укладывалось в общую концепцию позиционирования Японии. Во-первых, чай использовался как инструмент мягкой силы. Во-вторых, продвигался как самостоятельный товар с разветвленными, скажем так, перспективами. Япония одновременно продвигала свой чай и активно развивала — на Тайване, например — актуальную тому времени чайную индустрию. А еще, за счет того же Тайваня, могла предложить мировому рынку аналоги некоторых китайских чаев.
При удачном раскладе Япония могла рассчитывать на изрядный кусок мирового чайного рынка. Отчасти отжатого у Китая, отчасти — у британских колониальных проектов, отчасти — заполненного собственным чаем. Так что активное продвижение Японии как серьезной чайной страны имело очень даже рациональный смысл.
Частью последовательной стратегии по продвижению японского чая была работа на выставках, о которой, собственно, и рассказывает книжка Ёсино Ако и Идо Коити. А еще на эту благую японскую чайную цель работала хорошо известная в нашей чайной тусовке «Книга чая» Окакуры Какудзо. Равно как и сформулированная им концепция «Китай, конечно, родина чая, но сейчас они там все деградировали, теперь вся чайная культура — в Японии». И чайный сад в Сан-Франциско, куда заезжали Ильф и Петров во время своего путешествия по одноэтажной Америке, тоже появился в этой самой Америке не просто так…
Что же касается самой рецензии на книгу, то там все просто. Европейцам и американцам показывали японские чаепития и японских женщин, европейцы и американцы офигевали. Продвижение японского чая вообще шло достаточно успешно, особенно в США. Говорят, что во второй половине XIX века жители американского Среднего Запада настолько полюбили японский зелёный чай, что те края прозвали «регионом зелёного чая».
Ну а потом случилась Вторая Мировая война, по результатам которой японская чайная экспансия накрылась медным тазом. Ну или что там у японцев заменяет медный таз.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий