Я уже как-то жаловался на то, что мое внимание к теме подкрашенного чая носит вынужденный характер. Так вот. Намедни к принципу «не я такой, жизнь такая», из-за которого, собственно, я и разбираюсь со всей этой краской, добавился принцип «невиноватая я, он сам пришел». Потому что новости про подкрашенный чай теперь приходят ко мне сами.

Иногда, кстати, они бывают интересными. В таиландской прессе обнаружилась небольшая заметка, коротко рассказывающая о том, как чайная традиция Таиланда докатилась до такой нарядной жизни.

Я позволю себе напомнить, что основой массовой потребительской чайной традиции Таиланда является ча йен (ชาเย็น, cha yen) — холодный чайный напиток, приготавливаемый из черного чая, молока, сахара, вкусовых добавок и очень часто подкрашиваемый разноцветными красителями. Причем не менее часто он подкрашивается не во время приготовления. Просто для его приготовления используется чай с заранее добавленными в него красителями.

Так как потребительская шизофрения любит, чтобы у чай был яркий цвет, но не очень любит упоминания о пищевых красителях, продажа таиландского подкрашенного чая нередко сопровождается трогательным ингредиентным лукавством. На «Амазоне», например, в разделе «состав» для такого крашенного чая может быть скромно указано Thai Tea. Ну типа таиландский чай состоит из таиландского чая — все чисто. А если какой-либо умник пристебется к краске, то ему всегда можно сказать, что таиландский чай — это и есть чай с краской. Традиция такая. Самобытная и колоритная. Не подкопаешься…

История крашеного таиландского чая проста, как швабра. Считается, что чай в Таиланде более или менее известен с XVII века. Сгущенное молоко и лед — другие важные компоненты ча йена — появились в Таиланде на рубеже XIX и XX веков. Разные пряности и прочие ароматные вкусняшки были там всегда. Все это так или иначе, конечно, пересекалось — но более или менее современный вид такие пересечения приобрели после 1945 года, после выхода на рынок бренда ChaTraMue. 

Ранние образцы этого чая характеризовались как недорогие и не очень горькие — что всем очень нравилось. А еще всем очень нравилось, что при смешивании этого чая с молоком у итогового напитка был очень радостный цвет. Считается, что цвет этот был натуральным — сейчас его объясняют особенными свойствами черного мелколистового ассама, который под этим брендом как раз и продавался. Не очень убедительное объяснение, вполне возможно, что этот чай сразу был подкрашенным — но никак доказать это я не могу. Поэтому пусть будет изначально чистым. Не жалко.

Ну а потом в Таиланде случилась история, полностью аналогичная истории с Сяо Чжунами и Най Сян Цзин Сюанями. Востребованная потребительская характеристика продукта была радикально усилена. Нравится потребителям приятный цвет чая с молоком — давайте дадим им еще более приятный цвет чая с молоком. Всего и делов-то — пищевого красителя добавить.

Так в итоге и получилось, что фирменной фишкой таиландского повседневного чая стал его яркий оранжевый цвет. Который обычно достигается добавлением в чай красителя E110 с романтическим названием Sunset Yellow FCF. И некоторых других красителей. Что там было в 1945 году, я, повторюсь, не знаю. Но в сейчас в черном чаем ChaTraMue (в примере с «Амазоном» речь идет как раз о нем) помимо самого чая есть еще четыре красителя: тартразин (E102), желтый «Солнечный закат» (E110), очаровательный красный (E129) и, вы не поверите, блестящий синий (E133). Именно так расшифровывается строчка Thai Tea в ингредиентах. И четыре красителя в одном чае — это отнюдь не рекорд для Таиланда.

chaladsue.com

Сейчас в самом Таиланде красителей начинают немного опасаться. В общем и целом они считаются безопасными — но все равно напрягают. Причем таиландцев напрягают не столько сами красители — сколько то, что они или не упоминаются на упаковке или упоминаются невнятно, как в примере с Thai Tea.

Таиландцы, кстати, были бы рады найти пучку красителей натуральные альтернативы. И не только таиландцы. Но пока получается плохо. А тут еще таиландский холодный чай веселенького цвета стал в моду входить за пределами Таиланда, причем его цвет, как я рассказывал недавно, является его основным потребительским маркером. Так что приходится красить.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».