Сайт ТЧК, являющийся бренд-медиа компании «МАЙ», опубликовал небольшой отчет о чайных потребительских предпочтениях жителей России, подготовленный по результатам собственных исследований компании и отчетам агентства Nielsen. Данные там, правда, все больше за 2023 год — но это нормально, было бы странно, если бы компания опубликовала свежие результаты внутренних опросов. Да и вообще у таких данных есть, скажем так, инерция достоверности. 

Если вы следите за большим чайным рынком России, то почти ничего нового вы для себя из этого отчета не узнаете — основные тренды потребительской чайной культуры нашей страны в последние годы стабильны и неизменны. Ну а если не следите, то вот вам краткий пересказ, для общего представления.

Россия — это страна черного чая. Его доля в чайном потреблении постоянно снижается, конечно — но о том, чтобы черный чай утратил свои лидирующие позиции, речь не идет вообще. Между пакетированным и рассыпным чаем установился баланс — люди охотно используют оба формата. Листовых и рассыпных ортодоксов в России немного — категорически отказываются от пакетиков всего 10% потребителей. 

Любимый российский ароматизатор — бергамот. На втором месте — все остальные цитрусы. На третьем — ягодные ароматизаторы. На четвертом и с очень большим отрывом от лидеров — цветочные. Сразу видно, что страна у нас все больше холодная — и цветочная свежесть у нас не в чести. Основная добавка в чай — сахар. Чай с молоком в России не особо популярен.

Ну а самые интересные моменты отчета — и лично для меня новые — это ответы на вопросы о самых убедительных брендах по стране происхождения и о причинах, по которым люди пьют чай.

Самой убедительной чайной страной для российских потребителей чая является Англия. Английские бренды считают качественными 51% опрошенных. На втором месте бренды ланкийские, на третьем — индийские, на четвертом — российские и на пятом — китайские.

Это очень занятная информация. Причем, скажем там, многогранно занятная. Мне вот, лично, было бы интересно узнать, как изменился бы расклад, если бы в вопросе была бы немного изменена формулировка и вместо «английских брендов» фигурировали бы «британские бренды». Ну или «Великобритания» вместо «Англии». Но это так, мои личные методологические заморочки.

А вот как формируются представления потребителей о страновой принадлежности брендов и как формируется доверие к странам — это действительно интересные вопросы.

Действительно английских брендов на современном российском чайном рынке немного. Равно как и действительно индийских. Ланкийских побольше. За китайские не скажу, массмаркет на предмет китайских брендов я не мониторил. Большая же часть брендов на российском чайном рынке — это бренды российские. 

При этом на пачках с чаем, независимо от страновой принадлежности бренда, часто есть привязка к региональному стилю чая. Грубо говоря, на ней написано что-то типа «Цейлонский чай» или там «Кенийский рассвет». А еще на рынке много брендов, активно эксплуатирующих потребительскую англофилию. Косящих под английские, грубо говоря.

Мало того, с формально английскими брендами тоже все не очень просто. Вот Ahmad, например, бренд английский. Но ассортимент у него заточен скорее под интернациональные вкусы. И заметно отличается от ассортимента тех английских брендов, что работают, в первую очередь, на рынок Великобритании.

Ну то есть информированность потребителей о страновой принадлежности брендов — это, на самом деле, большой-пребольшой вопрос.

Механизм формирования доверия уже не к брендам, а к самим чайным странам — вообще отдельная тема. Потому что там явно присутствует и реальный опыт потребителей (полученный при этом в описанной выше искаженной брендовой реальности), и маркетинговые мифологемы, сформированные десятилетия назад.

Реально разобраться во всем этом было бы очень интересно. Но увы, такие глубокие разборки дороги, а маркетинговый выхлоп от них почти нулевой. Поэтому никто ими заниматься не будет.

tea.ru

Ну а что касается причин, по котором люди в России пьют чай, то там на первых местах удовольствие и уют, а на вторых — энергия и гармония с балансом. Ну то есть люди пьют чай, потому что он вкусный, потому что бодрит, потому что им можно запить бутерброды и потому что с ним — хорошо, спокойно и отдыхательно.

Абсолютно адекватные люди пьют чай в России, короче говоря.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».