Столкнувшись три года назад в Казахстане с феноменом подкрашенного чая, я в итоге оказался, извините за пафос, заложником этой темы. Изначально я намеревался отнестись к этому чаю (его, напомню, часто называют пакистанским) как к незначительному и маргинальному локальному феномену. Всякое на свете бывает, «Мало ли в Бразилии Педров, и не сосчитаешь». Однако то упорство, с которым крашенный чай проникает в парадную чайную торговлю Казахстана и на маркетплейсы, равно как и та хитрожопость, которую проявляют его производители и продавцы, пытаясь обойти запрет на использование красителей в чае, изложенный в Техническом регламенте Таможенного союза, заставляют меня эту тему мониторить.
Должен заметить при этом, что священного ужаса перед подкрашиванием чая я не испытываю. Пищевые красители в современной жизни — дело совершенно обычное. Да и в чае довольно много технологий и приемов, которые предоставляют широкое поле для интерпретаций. И помимо красителей.
Самым простым примером таких технологий является матча. Вам наверняка доводилось читать и слышать о том, что главным достоинством матчи является то, что она потебляется целиком. Ну то есть внутрь организма попадает не настой чайных листьев, как в случае с большей частью других чаев, а сами чайные листья. Вместе со всеми содержащимися в них жутко полезными веществами.
Оставим сейчас без внимания нюансы усвоения всех этих веществ и сосредоточимся только на базовой маркетинговой логике «листья целиком вместо настоя — это хорошо». На первый взгляд, она кажется очень убедительной. Ведь это действительно круто, употребить чайный лист целиком, а не только те его компоненты, которые растворяются в воде. Все полезное — внутрь!
Однако если попытаться подобрать матче пищевые аналогии, то окажется, что употребление чайного листа целиком полностью идентично поеданию рыбы с костями, чешуей и внутренностями. Или курицы прямо с перьями. Или кокоса вместе со скорлупой. Это тоже, наверняка, полезно. И очень экономно — ни капли мимо потому что.
Я, в принципе, не против такого подхода — особенно с учетом растиражированной японской рачительности. И плотву или там ряпушку могу приготовить так, что плавники будут реальной вкусняшкой. И кильку без проблем ем с головой, ибо стиль. Однако чаще предпочитаю кости не есть, несмотря на содержащиеся в них кальций и фосфор. И настой чая мне гораздо милее взвеси чайного порошка…
Впрочем, о жлобской сущности матчи я расскажу как-нибудь в другой раз. Причем довольно скоро — у меня как раз повод появился. А сейчас — о красителях. За которыми я теперь слежу и которые меня, повторюсь, не столько расстраивают, сколько прикалывают.
В копилку таких приколов я теперь могу добавить небольшую заметку, опубликованную на одном из сайтов Университета Маркетт, что в Милуоки. Автор этой заметки сделал короткий обзор чайных напитков в таиландском стиле, которые подаются в близких ему окрестностях. И почти обиженно сетует на то, что в большую часть этих напитков не докладывают ванили и красителя «Желтый №6» (он же желтый «Солнечный закат», он же E110). Без ванили, пишет автор обзора, вкус не тот. А без красителя — цвет уныл. Он, значит, хочет честного ванильного и ярко-оранжевого напитка, как в Таиланде — а жалкие и ничтожные милоукские эпигоны подсовывают ему какую-то сладенькую бледно-персиковую хрень… Целиком и полностью разделяю возмущение автора.
Ерундовая совершенно заметка, на самом деле. Но неплохо демонстрирующая тот факт, что запросы потребителей на чай и чайные напитки — причем запросы не прошедшие пострационализацию и основанные на разном бреде про пользу чая для здоровья, а глубинные, на уровне «не жалей сахара, милок» — могут быть очень разными. И не нужно впадать в ступор, когда оказывается, что потребители одновременно ищут в чае натуральность, яркий молочный аромат, дешевизну и редкость с элитностью.
Если вы хотите успешно торговать чаем, то с этой потребительской шизофренией вам придется работать. И либо создавать формулировки, которые по степени гениальности хоть немного приблизятся к фразе «ароматизатор, идентичный натуральному». Либо огорчать своих клиентов. Огорченные клиенты, кстати, тоже довольно охотно расстаются с деньгами.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий