С удивлением узнал, что на государственной эмблеме Пакистана изображен чай. В смысле чайное растение. Причем изображен он там вместе с пшеницей, хлопком и джутом. В описаниях пакистанского герба сообщается, что четыре этих культуры являются основой сельского хозяйства Пакистана. Так что их размещение на гербе совершенно логично. Но есть нюанс.

Пакистан — это один их ключевых мировых потребителей чая. И крупнейший его импортер. Есть там и собственные выращивание и производство чая, но их объемы настолько малы, что ими можно пренебречь. А уж на роль одного из столпов пакистанского сельского хозяйства чай и вовсе никак не тянет.

Объясняется такая нестыковка очень просто. Герб Пакистана с чаем на щите был принят в 1954 году, когда в состав Пакистана входил Восточный Пакистан (ранее — Восточный Бенгал). Этот регион и был единственным источником собственного чая в старом Пакистане. Однако в 1971 году Восточный Пакистан от остального Пакистана отделился и стал независимым государством, которое известно нам сейчас как Бангладеш. И чай в новом Пакистане остался только на гербе. Ну и в чашках, конечно — потому что меньше чая пакистанцы пить не стали, просто переключившись на импорт.

Для Пакистана это, кстати, серьезная проблема. Поэтому там время от времени проводятся кампании по уменьшению потребления чая. Акцизы, призыву к благоразумию, популяризация традиционных местных напитков чайного плана, но без чая — в дело идет все. Причем началось все это еще до разделения страны. Но если сначала, пока у Пакистана еще была своя чайная индустрия, античайные кампании свой основной целью имели сохранения экспорта чая и валютных поступлений от него, то теперь их основной задачей является сокращение импорта чая.

Первые попытки снизить внутреннее потребления чая предпринимались еще в 1960-е года, но успеха никакого не имели. В 1971 году, когда Бангладеш стал независимым, Зульфикар Али Бхутто, тогдашний президент Пакистана, сказал что-то типа «Ну все, чаепитие закончилось» — однако мешать быстро растущему импорту чая не стал. Говорят, ему бы этого не простили.

Последняя на моей памяти попытка скорректировать пакистанские вкусы в античную стороны относятся к 2022 году. Когда в качестве альтернативы чаю стали активно продвигать ласси и сатту, традиционные местные напитки. Ласси — это йогурт, взбитый с разными добавками. А сатту — это напиток из обжаренной муки. Судя по тому, с каким вожделением продолжают смотреть в сторону Пакистана производители дешевого черного чая по всему белому свету, кроме Индии, у пакистанского начальства опять ничего не получилось.

С Индией Пакистан, кстати, тоже пытался чаем торговать. Но чай оказался еще одним вопросом, по которому эти две страны не договорились.

Короче говоря, чай на гербе Пакистана, появившийся там как один из символов национального процветания, сейчас является символом всяких разных сложностей. Такое тоже бывает.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».