Начала года — традиционное время публикации отчетов о состоянии национальных чайных рынков. Вот и отчет Американской чайной ассоциации подоспел… 

World Tea Expo 2019. Образцы продукции. Фото: https://www.worldteaexpo.com/
World Tea Expo 2019. Образцы продукции. Фото: https://www.worldteaexpo.com/

Специфика американских отчетов такого рода состоит в том, что они являются удобным информационным ресурсом для создания неспециализированного чайного контента. Грубо говоря, если ты являешься провинциальным американским журналистом и тебе нужно написать репортаж о том, что в городе открылась первая баблтишная известного тайваньского бренда, то, благодаря отчету Американской чайной ассоциации, ты сможешь добавить в этот репортаж небольшой предметный комментарий. О том, что все виды чая (они там, правда, всего пятью оперируют) изготавливаются из листьев одного растения. Ну и о том, что в чае немного кофеина, но много антиоксидантов. И это страшно полезно для здоровья — оздоровительным свойствам чая в отчете вообще уделено много внимания. Короче говоря, американский чайный отчет способен сделать из любого человека немножко чайного эксперта.

Для меня же наибольший интерес в этом отчете представляет самая базовая характеристика американского чайного рынка. Которая состоит в том, что 75-80% чая выпивается в США в холодном виде. Это, кстати, совсем не значит, что речь идет о чае в бутылочках — в южных американских штатах холодный чай запросто могут приготовить традиционным американским способом. Суть которого состоит в том, что в свежезаваренный обычным способом чай (обычно — черный) просто добавляется лед. Ну или наоборот, свежезаваренный обычным способом чай переливается в кувшин, заполненный льдом. Потом туда же добавляются лимон и сахар — и все, классический Iced Tea готов. Причем не только готов, но еще и является при таком способе приготовления исключительно натуральным продуктом. Сейчас, конечно, Iced Tea часто готовится на основе разных концентратов — но и традиционный способ никуда не делся. Впрочем, это не очень важно.

А важно то, что тенденции и тренды американского чайного рынка, которые США, как крупнейший потребительский рынок, естественным образом распространяет на весь остальной мир, оценивать и переносить на другие рынки нужно с большой осторожностью. Как раз из-за холодночайной специфичности США. Причем даже если сформировавшаяся на американском чайном рынке тенденция относится к горячему чаю, не факт, что она будет применима к рынку России или Великобритании, например. Просто потому, что американские горячечайные тренды формируются не сами по себе, а под значительным влиянием холодного чая.

Например, в США очень слабо развит сегмент повседневного и недорогого горячего чая. Роль повседневного и недорогого чая там обычно отыгрывает чай холодный. И значительная (а, возможно, и большая — таких данных у меня нет) часть горячего чая употребляется по деликатесной, оздоровительной или культурной схеме. Ну то есть люди пьют традиционный горячий чай либо как редкий и дорогой деликатес, по особому случаю и с соответствующим антуражем. Либо как функциональный напиток. Либо как элемент погружения в какую-либо культуру: японскую, китайскую, корейскую, британскую, русскую или еще какую.

Такая специфика употребления горячего чая является причиной перегретого внимания американских ценителей чая к техническим аспектам его приготовления и употребления. Ну потому что если чай — это деликатес, почти лекарство или часть церемонии, то ошибиться при его приготовлении ну никак нельзя. Температура воды, время настаивания, количество граммов, миллилитров, встряхиваний чайника и поворотов чаши должны быть совершенно точными. Иначе вкус не раскроется, антиоксиданты на растворятся, а духи предков проклянут тела потомков.

Отсюда, как это ни парадоксально, проистекает значительный интерес американских потребителей к разным бытовым чайным автоматам. Которые позволяют устанавливать время заваривания и температуру воды, например. Или вообще работать с заранее запрограммированными режимами заваривания для разных чаев. Даже обычные электрические чайники — если они оцениваются с чайной американской точки зрения — должны иметь возможность регулировать температуру нагрева воды. Ну потому что чай — это вам не шуточки, в чае все серьезно. Ошибся на один градус — и все, и трындец.

Ну и так далее. Короче говоря и повторяясь, проецировать американские чайные тенденции и тренды на рынки с массовым употреблением недорогого горячего чая нужно с большой осторожностью.

Другое дело — холодные чаи, особенно те, что в бутылочках. Здесь США — настоящая (хоть и не единственная) кузница идей, которые можно прикидывать к аналогичным рынкам в других странах. С поправкой на разный уровень развития RTD-рынков, конечно.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».