Ферментация с фруктовым соком

Китайские ученые изучили возможность улучшения качества черного чая посредством добавления в чайные листья на этапе ферментации фруктового сока. Все это было затеяно для того, чтобы как-то откорректировать горечь и терпкость чая, который получается из чайных листьев, собранных летом и осенью. В это время в чайных листьях сбит, скажем так, баланс компонентов — в сторону преобладания тех же катехинов и кофеина, которые делают чай терпким и горьким. Вот ученые и решили немного подстегнуть окисление чайных катехинов в процессе ферментации путем опрыскивания чайных листьев фруктовыми соками с естественным содержанием ферментов, катализирующих это самое окисление.

В дело пошли соки, отжатые из бананов, яблок и нескольких сортов груш — при выборе фруктов для эксперимента ученые ориентировались еще и на их цену. Ну то есть выбирали фрукты подешевле, чтобы их потенциальное использование не сильно повышало себестоимость чая.

Использование соков при ферментации привело к улучшению свежего и сладкого вкуса черного чая. Чаи получились более привлекательными на вид и более мягкими по фактуре. А еще они стали менее горькими и терпкими. Особенно заметно улучшились сенсорные характеристики тех чаев, которые обрабатывались грушевым соком, особенно соком китайских груш — таких странных и хрустящих…

Вот интересно, кстати, если такие чаи пойдут в серию, их нужно будет считать чистыми или ароматизированными?

Темный чай на разных этапах ферментации

А другие китайские ученые, тем временем, посмотрели, какими характеристиками обладает темный чай на разных стадиях того процесса, который обычно называется длительным влажным скирдованием. В ходе которого тот же шу-пуэр, например, проходит свою микробиологическую ферментацию.

Исследования такого рода, безусловно, мне на глаза уже попадались — было бы странно, если бы один из ключевых технологических этапов производства темных чаев не был бы исследован вдоль и поперек. Однако данная конкретная работа привлекла мое внимание тем, что в ней большое и неплохо визуализированное внимание было уделено сенсорной оценке проходящего микробиологическую ферментацию чая. Которая производилась в течение его шестидесятидневного влажного скирдования каждые десять дней.

В тексте исследования можно найти массу любопытных деталей, в том числе, например, динамику изменения разных цветовых составляющих настоя. Но если пересказывать все компактно, то можно отметить следующее.

Интегральная оценка чая в процессе микробиологической ферментации выросла с 85 до 96 баллов. С провалом до 83-82 баллов на десятый-двадцатый день ферментации. Начиная с тридцатого дня оценка чая только росла.

Динамика основных сенсорных маркеров была следующей. Горечь была максимальной на двадцатый день, а к концу ферментации перестала ощущаться вообще. Пик вяжущего вкуса пришелся на начало процесса, затем он постоянно снижался и перестал считываться на пятидесятый день. Сладость впервые проявилась на тридцатый день и постоянно росла на всем протяжении процесса. Кислинки сначала не было, потом она резко выскочила небольшим пиком в районе двадцатого-тридцатого дня ферментации, а потом снова совсем ушла. Свежесть и сначала была слабенькой, а потом, в районе тридцатого дня, и вовсе пропала. Насовсем.

Там, в тексте работы, повторюсь, еще много всего интересного. Например, там есть раскладка по более специфической сенсорной динамике. С картинками. И раскладки по метаболитам. И все остальное, что положено в таком исследовании. Если нужны такие детали, милости прошу под ссылку.

Климатические факторы и синтез катехинов

Группа китайских специалистов при участии Марата Тухватшина — автора проекта «Чайная наука» — изучила, какие климатические факторы и каким образом влияют на биосинтез катехинов в чайном растении. В общем, совершенно логичный и достаточно простой интерес. И чисто на пальцах исследование тоже получилось хорошо понятным — десять образцов чайных листьев с разных плантаций собрали, изучили, сравнили и сделали выводы. Вот только проделано все это было… я даже не знаю как это сказать. С завораживающей тщательностью, вот.

pmc.ncbi.nlm.nih.gov

Листья собирались с десятилетних чайных растений сорта Тегуаньинь на десяти чайных плантациях в Аньси. Причем эти плантации управлялись сопоставимыми сельскохозяйственными методами — графики обрезки, режимы внесения удобрений и методы борьбы с вредителями на них были примерно одинаковыми. Что обеспечивало согласованность условий роста чайных кустов на экспериментальных участках. 

Образцы свежих чайных листьев собирались три раза: с середины апреля до конца апреля, с конца июля до середины августа и с конца сентября до середины октября 2021 года. Образцы были собраны в соответствии со стандартом «одна почка и два листа». В каждый из сезонов собиралось три комплекта по 15 побегов. Ну и потом собранные образцы еще, если все очень сильно упрощать, консервировали в виде, пригодном для последующего исследования катехинов.

Параллельно с этим на всех выбранных для эксперимента участках с помощью метеостанций ежечасно фиксировались различные метеорологические данные. Температура воздуха и почвы, влажность, интенсивность солнечного излучения и количество осадков. Ну и производные величины, типа суммы активных температур в течение периода вегетации, тоже определялись. А затем была долгая и подробная обработка данных. Описание этой обработки есть в тексте статьи, я ее пересказывать не буду. Сразу перейду к результатам.

По результатам исследования специалисты выяснили, что среднее количество осадков, средняя температура и сумма активных температур являются ключевыми метеорологическими факторами, влияющими на накопление катехинов в чайных растениях. Оказалось также, что оптимальные метеорологические условия, способствующие накоплению эстерифицированных и неэстерифицированных катехинов, разные. Жаркая и дождливая среда способствовала биосинтезу эстерифицированных катехинов. А снижение уровня осадков и суммы активных температур приводили к более интенсивному синтезу неэстерифицированных катехинов.

Эстерифицированные катехины — это те, у которых аббревиатура заканчивается на G: EGCG и ECG. А неэстерифицированные — это те, у которых в аббревиатуре хвостика G нет: EGC и EC. Нормально химическую разницу между ними я объяснить не могу из-за пробелов в образовании.

Экзогенный кофеин в чайных растениях

Ну и раз уж сегодня день научных новостей. Немного необычное исследование кофеина и чайных растений провели другие китайские ученые. Они изучили, как чайные растения взаимодействуют с кофеином, который получают из окружающей среды. Как поглощают, где накапливают, во что преобразуют — и все такое прочее.

Речь в данном случае идет не о родном кофеине чайных растений, который они сами и синтезируют. А о том кофеине, который попадает в сточные воды в результате потребления человеком кофеиносодержащих продуктов питания и лекарств. А потом равномерненько так распределяется по всей всей планете, попадая в водоемы и поверхностные воды, а оттуда — в растения и в животных. Такой экзогенный кофеин уже обнаружили в сельдерее, салате, капусте, огурцах и помидорах. И его рассматривают как потенциальную угрозу массовому здоровью. Для человека такая угроза выглядит пока не очень страшной. Но у рыбы-зебры в загрязненных кофеином реках, например, наблюдается нарушение эмбрионального развития.

Ну вот ученые и решили посмотреть, что происходит с экзогенным кофеином в чае. Добавили кофеин в питательный раствор, пометили его изотопами и залили этот раствор в гидропонную систему, в который росли чайные кусты разных сортов.

Через 192 часа более 80% кофеина было поглощено из питательного раствора чайными кустами. Большей частью экзогенный кофеин накопился в корнях растений. Но самым интересным оказалось то, что в тканях одних сортов чайного куста экзогенный кофеин так и остался кофеином, а в тканях других был преобразован в ксантин.

Живите теперь с этим самым сокровенным знанием.

Масштабы Mixue Ice Cream & Tea

Я неоднократно уже упоминал в новостях китайскую сеть дешевых найчашных Mixue Ice Cream & Tea, которая в последнее время и образно выражаясь, рвет все чарты. Недавно этот проект порвал еще один чарт, став самой крупной сетью общепита в мире с более чем 45000 точек по всем белому свету. У ближайших конкурентов, Starbucks и McDonald’s, около 40000 и 41000 точек соответственно. Уже намного меньше. Понятно, что средняя забегаловка Mixue Ice Cream & Tea компактнее и дешевле самого заштатного Starbucks где-либо на вокзале в тайваньской провинции — но сути дела это не меняет.

www.businessinsider.com

А в минувший понедельник сеть Mixue вышла на гонконгскую фондовую биржу, причем, насколько я понимаю, вышла успешно. К концу первого дня торгов стоимость акций проекта выросла на 45%. Я за биржевыми приключениями разных чайных компаний слежу исключительно на уровне чтения заголовков новостей. Но, насколько я помню, обычно сразу после выхода на биржу акции чайных проектов — а сейчас это чаще всего как раз разные баблишные сети — дешевеют. А тут вдруг такой заметный рост. Всем, видимо, хочется приобщиться к доходам от копеечных, но массовых чайных с мороженым по доллару за рожок и напитками по два доллара за стакан.

Напомню, что, несмотря на наличие в названии слова Tea и статус чайных, Mixue являются заведениями, чрезвычайно далекими от чая в привычном нам понимании. Основными товарами в сети Mixue являются мягкое мороженое в рожке, десерты сандей, чайные напитки (молочные и фруктовые в первую очередь), кофейные напитки, смузи, лимонад и молочные коктейли. Горячего чая в их меню, кажется, вообще нет — но тут я не очень уверен, допускаю сильную региональную вариативность ассортимента.

Выводов из всего этого биржевого я сделаю два. Первый состоит в том, что теперь, чтобы быть настоящим ценителям чая, уже недостаточно разбираться в нем и пить его литрами, но оттопырив пальчик. Нужно еще прикупить немного акций чайных компаний. Это солидно. И это, если что, немного шутка.

Ну а второй вывод состоит в том, что успех Mixue, равно как и не такой яркий, но все равно успех других сетевых баблтишных, позволяет говорить о том, что на современном массовом чайном рынке окончательно утвердилась эра чайных напитков, потребляемых вне дома.

Для традиционного чая наступления такой эры будет означать (и уже означает) массовый отказ от самостоятельного приготовления чая, даже пакетированного, полную потерю массовыми потребителями навыков вкусовой оценки качества чая и, скажем так, тотальную визуализацию чайных продуктов. Потому что если люди сами не готовят чай, не имеют навыков его самостоятельной вкусовой оценки и хоть сколько-либо развитого вкуса, то ориентироваться при оценке привлекательности продукта они будут почти исключительно на его внешний вид.

Потребление же хорошего чая будет и дальше деликатизироваться. Ну то есть его будут пить мало и с пучком потребительских ритуалов, которые очень быстро начнут называть чайными церемониями — даже если их церемониальность будет состоять в том, чтобы вскипятить воду и купить печенье в магазине. И фраза «каждую осень мы ездим в Перпиньян поесть устриц, а каждую зиму стараемся выпить чашечку авторского чая из хлопковых саше в дорогом отеле. Рады бы пить чаще, но он, сука, горячий» будет звучать не как полный бред, а как вполне рабочая схема.

Последние времена настают, истинно вам говорю.

Чайная гастрономия как сравнение подобного

В предыдущих своих материалах о сочетании чая с какими-либо другими вкусняшкам я описывал обычно два подхода к чайной гастрономии. Первый подход подробно изложен в цикле материалов «Чайная гастрономия как свальный грех». Заключается он, грубо говоря, в том, чтобы собрать на чайном столе большое количество разных вкусных штук и предложить гостю комбинировать их с чаем самостоятельно и в произвольных сочетаниях. В надежде — вполне оправданной, кстати — что такая вероятностная гастрономизация чая позволит отыскать действительно удачные вкусовые сочетания.

Второй подход — это выстраивание, скажем так, сенсорных треугольников из чая, какого-либо алкогольного напитка и какой-либо вкусняшки. Ну или других многоугольников, если компонентов в композиции больше, чем три. В блоге есть целый раздел про чай и алкоголь — там множество таких многоугольных примеров.

Оба эти подхода — и свальный грех, и сенсорные многоугольники — являются рабочими и эффектными. Но, как водится, имею некоторые ограничения. Свальный чайно-гастрономический грех обычно получается достаточно масштабным, технически сложным и, как следствие, дорогим. Ну и с эстетической стороной реализации у него бывают проблемы, как у любой сложной конструкции. А сенсорные многоугольники часто требуют от гостя изрядного гастрономического бэкграунда, из них редко получаются хорошие варианты чайно-гастрономических композиций для неподготовленной аудитории.

Поэтому в ситуации, когда нужно подготовить чайно-гастрономическую композицию которая будет, во-первых, лаконична и, во-вторых, понятна человеку любой степени гастрономической продвинутости, я использую третий подход, основанный на сравнении похожих компонентов композиции между собой. В самом простом варианте чайно-гастрономическая композиция, построенная по такому принципу, состоит из чашки чая и двух видов одного деликатеса. Двух видов сыра. Двух видов шоколада. Двух фиников разных видов. Двух видов меда. Двух видов халвы. И так далее. Можно, конечно, и больше двух — тут никаких принципиальных ограничений нет. Но никак не меньше.

В чайно-гастрономической композиции такого типа сразу появляется интрига, понятная даже не очень искушенному во всех этих пижонских дегустациях человеку. Потому что сравнивать между собой сочетаемость чая с двумя разными сырами или с двумя разными кондитерскими изделиями, которые макнули в сладкий херес, интересно. В этом есть интрига. А когда каждой вкусняшки только один вид, интриги сравнения в дегустации нет.

Вы можете собрать шикарный по составу чайно-гастрономический стол — с редким сахаром, дорогим медом, хорошим сыром, классным шоколадом и так далее. И все эти продукты могут интересно сочетаться с чаем. Но внутренней динамикиу такой дегустации не будет. Ну потому что в том, что чай с сахаром отличается от чая с медом, а оба они отличаются от чая с сыром, сомневаться в не приходится. А вот поискать разницу между дарджилингом с Комте и дарджилингом с Грано Падано — интересно.

Ну и, конечно, гастрономические композиции, построенные на сравнении подобного, можно запросто развить и в сенсорне многоугольники, и в свальный грех. Черный чай, руби-портвейн и два варианта горького шоколада, один из перуанских бобов, а другой — из кот-д’ивуарских. Или там черный чай, пармезан, бокальчик Педро Хименеса и бокальчик Москателя. И, все, можно наслаждаться.

Ну а про свальный грех и говорить нечего. Два сыра, два виде крекеров, пара вариантов мясных деликатесов, например хамон и пармская ветчина, пара видов меда, два шоколада, уже упомянутые несколько видов фиников — и все, и час можно из-за чайного стола не вставать.

Два разных чая с одним медом. Тоже вариант

И да. По этому же принципу чай для гастрономических композиций тоже можно выставлять парами. Чтобы узнать, с чем лучше сочетать арманьяк, с ассамом или с дарджилингом.

Растворимые кубики Poncha

Я уже несколько раз рассказывал в новостях о растворимых японских чайных кубиках. Не так давно их даже запатентовали. Ну и под брендом PonCha наши японские чайные братья их уже достаточно давно продают — не знаю правда, насколько успешно. Короче, я об этих кубиках писать-то писал, но не пробовал их ни разу. А тут вот на днях попробовал — спасибо, Владислав. 

В руки мне, правда, попали нечайные кубики — ройбос и фруктовый микс — так что есть небольшая вероятность того, что с растворимым зеленым чаем, матчей и черным чаем с медом дела обстоят по другому. И что впечатления от нечайных кубиков на кубики чайные переносить нельзя. Но я лично думаю, что можно.

Итак. Чайные кубики для растворения в холодной и горячей воде. Ну и в мыльной пене и керосине, наверно, тоже — но это я не проверял. Один кубик на стакан и меньше.

Безусловным достоинством растворимых чайных кубиков является их относительная механическая прочность. До меня из Японии и через несколько рук они дошли, совершенно не потеряв товарного вида не и покрошившись. Это реально круто — и я сейчас не прикалываюсь.

Кубики как они есть и растворенные в холодной воде, до размешивания.

Растворяются эти кубики практически моментально, но не очень равномерно — ну то есть ко дну взвесь получается погуще. Проблема равномерности решается перемешиванием. Сама взвесь не особо гомогенная, попадаются небольшие хрусткие кусочки, которые не напрягают.

Ягодный микс никакого вкусового смысла не имеет. Это сладкая красная водичка с усредненно ягодным вкусом. Растворимый ройбос после растворения действительно похож на ройбос. Даже цветом. И я бы даже наверное опознал его как ройбос при слепой дегустации. Что, конечно, можно считать достижением для растворимого чая.

Кубики после размешивания

В водке все это дело растворяется даже лучше, чем в воде. И на вкус прикольнее. Как мне кажется, коктейльное использование таких кубиков пока единственное условно рациональное. Ну то есть если в составе коктейля есть ройбос, то в баре будет гораздо удобнее приготовить этот ройбос из растворимого кубика, нежели заваривать его по-человечески. А вкусовая разница между растворимым и нормальным ройбосом в коктейле будет практически незаметной. А относительная дороговизна кубиков будет компенсирована реальным удобством их использования и растворится в общей высокой цене коктейля. Водка все спишет, короче.

Использовать ройбосовый сироп, правда, в баре еще удобнее. Именно поэтому я назвал барное использование кубиков «условно рациональным». Ну а как альтернатива живым напиткам эти кубики пока не канают. Так что очередное мое знакомство с растворимым чаем на бытовом уровне можно признать неудачным.

Замечу при этом, что очередная бытовая неудача растворимого чая вовсе не означает бессмысленности растворимого чая вообще. Сухие растворимые чаи и, особенно, жидкие чайные экстракты — это большой и важный сегмент современного чайного рынка. Они не только обеспечивает сырьем производителей бутилированного чая и прочих, скажем так, чайных продуктов глубокой переработки. Но и создают спрос на чай не очень высокого качества. Позволяя чайным фермерам, если все очень сильно упрощать, из качественных весенних урожаев делать приличный чай, а простенькие летние оправлять на условные экстракты.

Короче говоря, противопоставлять растворимый чай и чай традиционный так же глупо, как противопоставлять чайные пакетики рассыпному чаю. Эти продукты решают разные задачи. Сравнивать между собой их, конечно, необходимо. А противопоставлять, повторюсь, нет.

Ну и да, надо понимать, конечно, что подавляющее большинство людей, категорически не употребляющих чайные пакетики, пьют всякую дрянь. Хоть и листовую. Но это так, к слову.

Вести с полей Кагосимщины и Сидзуокщины

Новость в стиле «Вести с полей», с вашего позволения. Коллеги из Global Japanese Tea Association опубликовали очередную ежемесячную подборку японских чайных новостей. В которой, среди прочего, сообщили о том, что в японской чайной индустрии произошла смена префектуры-лидера.

В 2024 году префектура Кагосима обогнала префектуру Сидзуоку по объемам производства чая. В Кагосиме в прошлом году было произведено 27000 тонн чая, а в Сидзуоке — 25800 тонн чая. Основная причина смены лидера в том, что Кагосима стала напирать на летний чай, который качеством попроще и идет, в основном, на производство бутилированных напитков. А Сидзуока продолжает акцентировать внимание на традиционном весеннем чае, которого, кстати, производит и сейчас больше всех в Японии. 

Приятно иногда сделать сообщение на сельскохозяйственную тему. И вспомнить мимоходом про воскресную схватку двух якодзун.

Чашки и чайники

Когда-то давно, когда американский проект Teavana был еще самостоятельным и находился на предпродажном пике своего развития, я забрел на их сайт и конкретно так подзавис в разделе самых популярных товаров. В котором тотально доминировали чайники и прочие заварочные устройства. Не чашки или там кружки, а именно чайники.

Я понимаю, конечно, что публичный список бестселлеров интернет-магазина редко отдают на полный откуп бездушной автоматике. И плох тот маркетинг, которые не может этот список корректировать. Но это было не очень важно — потому что сама мысль о том, что чайников может продаваться больше чем чашек, мне показалась несколько противоестественной. Ну потому что в среднем по ассортименту чашки дешевле и чаще бьются, потому что часто к одному чайнику нужно несколько чашек — и все такое прочее.

Некоторое время после того запоминающегося изучения иностранного сайта я стал при оказии приставать к знакомым чаеторговцам с вопросом о том, чего они больше продают — чашек или чайников. И вы знаете, оказалось, что однозначно доминирующей схемы нет. Кто-то продает больше чашек — с чем я, конечно, внутренне был совершенно согласен. Но были и такие проекты, которые продавали больше чайников — что меня очень удивляло. Короче говоря, все было совсем бессистемно — и я перестал следить за этой темой. Тем более что для себя лично вопрос о чайниково-чашечном первородстве я давно уже решил.

Мой личный интерес к чайной посуде давно и почти полностью сфокусирован на чашках. Я не могу сказать, что чайники мне совсем не интересны. Еще как интересны. Но я совершенно снисходителен к их характеристикам. Конечно, снисходительность эта имеет границы. Чайник из пахнущего материала с сопливящим носиком и в форме головы Гитлера мне не понравится. Но если чайник гигиеничен и не вызывает особых сложностей в использовании, то все остальное мне не очень важно.

Во-первых, потому что я могу управлять завариванием чая в достаточно широком диапазоне действий и результатов. И частично компенсировать неидеальность чайника. Во-вторых, неидеальность чайника может лишить меня нюансов чая, но не может лишить меня удовольствия.

А вот с чашками все иначе. С чашками я капризен, как стервозная состоятельная героиня плохого сериала. Врать не буду, эти стервозность и капризность не тотальны. Я совершенно лоялен к чайной посуде в тех местах, где я ею не управляю. Ну то есть мне никогда не придет в голову расстаиваться по поводу излишний толщины стенок ресторанной или гостиничной посуды. Да и по утрам я совершенно спокойно пью чай из офисных кружек. И когда работы много, тоже пофиг.

Облачный зеленый чай Сноу Шань (Шонла, Вьетнам). © Ольга Никандрова
Зеленый Сноу Шань (Шонла, Вьетнам). © Ольга Никандрова

Но если речь идет о спокойных чаепитиях и о хорошем чае — то только фарфор, только тонкие стенки и только пиалы или чашки. При этом я нежно люблю стеклянную посуду — но глазами. А мои нос, губы и пальцы предпочитают фарфор.

Чайный автобус в Дубае

Я уже как-то сетовал на то, что в последнее время новости про чайные автобусы идут настолько плотным косяком, что если так и дальше пойдет, то я смогу давать квалифицированные консультации по тому, в каком туристическом автобусе лучше всего пить чай. Ну так вот — они не останавливаются. Автобусные новости, в смысле.

Оказалось, что чайный автобус ездит и по Дубаю. Ну, вернее, частично чайный. Называется все это дело BusTronomy Dubai — и это, как не сложно догадаться, экскурсионный автобус с едой на борту. Он не является чисто чайным — сейчас, например, там есть рамадановские туры. Ну то есть можно ночью колесить по Дубаю и ни в чем себе не отказывать — не выходя за халяльные рамки, конечно.

Но среди разных автобусных туров там, конечно, есть и тур с Afternoon Tea. Двухчасовой. Стоит 250 дирхам — это примерно 70 американских долларов. И, надо признать, неплохо выглядит. По меньшей мере, чай там подают в нормальной посуде, а не в стаканчиках с крышкой. 

events.q-tickets.com

Жаль, кстати, что в дубайском метро напитки запрещены. Иначе было бы можно брать с собой термос с чаем, чашку, покупать билет в вагон первого класса — он там золотым называется — и устраивать себе прикольное видовое чаепитие. По красной ветке поезд там больше часа идет, вид за окном тоже отличный — немногим хуже автобуса получилось бы. И дешевле в десять раз.

Чайник на «Старбаксе»

И еще одна короткая новость про чайные городские достопримечательности. В Бостоне, оказывается, над входом в один из «Старбаксов» висит здоровенный золотистый и блестящий чайник объемом примерно 860 литров. Причем не просто висит, но еще и пар из носика пускает.

Этот чайник появился в 1873 году как наружная реклама Oriental Tea Company. Которая в те времена торговала в Бостоне кофе и чаем. Некоторое время чайник просто украшал магазин компании, а в 1875 году владельцы проекта решили измерить его объем и устроили по этому поводу торжественную движуху. И сначала напихали в чайник детей — девятерых мальчиков. Которые по очереди из чайника вылезали на потеху и удивление почтеннейшей публики. А потом, когда мальчики кончились (я надеюсь), чайник заполнили водой, измерили таким образом его объем — в галлонах, квартах и прочих специфических единицах измерения — и выгравировали этот объем на боку чайника. 

Это рекламное мероприятие до сих пор считается одним из самых ярких в бостонской истории. А им там, как вы понимаете, есть с чем сравнивать, особенно в чайном плане.

Однако постепенно городская жизнь изменилась — и тот район, где располагался магазин компании, пришел в упадок. И в 1966 году пошел под снос и перепланировку. Oriental Tea Company этой перепланировки не пережила — а чайник пережил. Потому что был выкуплен одним местным ресторатором и перенесен по адресу 65 Court Street, где находится и по сей день.

boston.eater.com

Сначала под чайником работала кофейня Steaming Kettle. И, пишут, хорошо работала. Но в 1988 году ее владелец и спаситель чайника скончался, а на месте его кофейни, сменяя друг друга, немного поработали еще два проекта. Ну а в 1997 году и помещение, и чайник выкупил Starbucks. Который называет свою кофейню в этой локации не иначе как Steaming Kettle. И всячески заботится о чайнике, раз в несколько лет снимая его для ремонта и обновления позолоту.

Чудесная история.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».