Советская чайная Грузия, как известно, во многих вопросах была впереди планеты всей. И в данном случае это не ироничная фигура речи, а объективная, хоть и прошлая реальность. Перед грузинской чайной наукой и грузинской чайной промышленностью часто ставились странные с современной точки зрения задачи, в этой отрасли хватало традиционного местного и общесоветского колорита — но все это было мелочью по сравнению с реальным уровнем многих специалистов, масштабом и глубиной научных изысканий и интересностью конкретных разработок.
К сожалению, все это богатейшее наследие практически утрачено. Даже научное — хотя его, на первый взгляд, утратить невозможно. Но за те несколько десятилетий, которые прошли после развала СССР, изменились, как минимум, методы исследований и лабораторное оборудование. И для того, чтобы актуализировать многие советские грузинские чайные изыскания, их нужно просто переделать. Что совершенно нерационально с современной точки зрения. Поэтому старые грузинские научные бумаги постепенно превращаются в архивную пыль и даже если они будут оцифрованы, то будут представлять почти исключительно исторический интерес.
В этом смысле советский грузинский проект немного похож на два других и совершенно разных проекта: на отечественное виноделие и американскую лунную программу. Лунную программу, реализованную на материалах, технологиях и инженерии 1960-х годов, невозможно просто взять и портировать в современную реальность — это будет намного дороже и сложнее, чем разработать полностью новую программу. Ну а остановка несколько десятилетий назад развития отечественного виноделия привела к тому, что современную российскую винную индустрию пришлось создавать практически с нуля.
С современным грузинским чаем дела обстоят примерно также. Примерно, потому что советское грузинское чайное наследие можно условно разделить на две части: традиционную и инновационную. Традиционная часть — это производство чая индустриальными и кустарными методами. Эта часть наследия пострадала в небольшой степени — при должном тщании даже старые плантации и старое оборудование позволяют производить в Грузии как минимум интересный чай. Мало того, в традиционные схемы чайного производства легко и не очень напряжно вписываются новые машины и новые для региона методы обработки чайного листа, часто с неплохим результатом. Убедительный пример такого результата — некоторые образцы грузинского белого чая.
А вот инновационная часть грузинского чайного наследия утрачена почти полностью. Перерыв в развитии просто обнулил практически все старые достижения. И в настоящее время инновационное советское чайное наследие можно использовать очень ограниченно — для того, чтобы поплакать о былом величии, как сортовую базу и в развлекательных целях.
Вот. Вообще-то, все написанное задумывалось как короткое вступление к рассказу о советских чайных газировок — но нас как-то понесло… Отчасти потому что эти самые чайные газировки были ярким примеров инновационных советских грузинских чайных разработок.
Чайный концентрат
Самым известным советским чайным безалкогольным напитком был, конечно, «Бахмаро». Официальной истории этого напитка на сегодняшний день не существует, связанные с его разработкой воспоминания очевидцев часто носят личный характер — так что приходится оперировать очень скупыми фактами.
В конце 1970-х годов в Грузии была разработана, а затем и внедрена технология производства жидких концентратов чая. В первую очередь — концентрата черного чая. Он изготавливался из некондиционного чайного листа и с добавлением сахара и лимонного масла, которые выполняли роль и консерванта, и вкусовой добавки.
Вот что писали об этом концентрате в «Химии и жизни» (Грузинский чай. Ю. Зварич. Химия и Жизнь №12, 1982 г., с. 56-60) со ссылкой на Отари Давидовича Чантурия, бывшего в ту пору главным инженером Управления чайной промышленности Министерства пищевой промышленности СССР.
«В этом концентрате содержатся все ценные компоненты чая: танины, катехины, аминокислоты, кофеин, эфирные масла, витамины В1, В2, С, Р, PP. Две-три чайные ложки концентрата растворяют в стакане холодной воды или кипятка, и напиток готов. Правда, не всем он нравится, но это, по моему мнению, дело привычки, или, точнее говоря, непривычки».
Этот концентрат доходил и до псковской розницы, мы его покупали, разводили и пробовали. В горячем виде он был не особо интересен. Причем расстраивал даже не его вкус, а практически полное отсутствие чайного аромата и неторжественная технологичность приготовления напитка. А вот разводить этот концентрат газированной водой было достаточно прикольно.
Видимо, к аналогичным выводам пришли и специалисты чайной индустрии (это самоирония, если что) — и в начале 1980-х годов советская пищевая промышленность начала выпускать линейку безалкогольных напитков на основе чайного концентрата. Выпускали их, кстати, и в Грузии, и по всему Советскому Союзу. Пивзаводы и заводы безалкогольных напитков были в каждом более или менее крупном городе, завезти туда концентрат не составляло особого труда. Так что если вы решите поискать картинки по запросу «Бахмаро», не пугайтесь разнообразия этикеток. Это не творчество безумного грузинского художника, измученного чайным концентратом. Это коллективный труд низовой художественной интеллигенции множества советских городов.
«Бахмаро»
«Бахмаро» (ბახმარო, ударение можете поставить по собственному желанию), повторимся, был самой известной советской чайной газировкой. И единственной из старых газировок, от которой остались хоть какие-то следы на современном рынке. Если верить интернету, то этот напиток можно купить и сейчас — в рознице, правда, мы его не встречали. Современный вариант «Бахмаро» выглядит не очень вдохновляюще, на вкус мы его, естественно, оценить не можем.
Впрочем, классический и советский «Бахмаро» тоже имел проблемы с экстерьером. И дело тут не в этикетках — они, повторимся, были разными, и, несмотря на некоторую безуминку, не выбивались из актуальной тому времени этикеточной эстетики. Проблема была в том, что напитки в стеклянных бутылках в те времена часто перевозились в ящиках из толстой проволоки (пластиковые ящики появились чуть позже) и нередко бились. Разбитая бутылка, по естественным гравитационным причинам, орошала все бутылки, находящиеся ниже. Которые из продажи не изымались и не мылись. И если в случае с бесцветными или блеклыми «Саянами» или «Колокольчиком» орошенные бутылки были просто липкими, то в случае с яркими газировками — липкими и грязными. И «Бахмаро», с его насыщенным цветом и плотной бархатистой фактурой, был тут вне конкуренции. Он делал бутылку не только ликой и цветной, как, например, «Тархун». Он делал ее липкой, цветной и шершавой. Натрупродукт, все дела.
Но эта шершавость, конечно, никого не останавливала. Потому что новый лимонад с диковинным названием и элементами культурного присоединения в составе было интересно попробовать всем. Как правило, один раз.
«Бахмаро» был дорогим — поллитровая бутылка такого напитка стоила 55-65 копеек. Бутылка «Буратино», для сравнения, стоила 30 копеек. Понятное дело, что 20 копеек из этой цены можно было вернуть, сдав пустую бутылку — но это было потом, а 65 копеек нужно было отдать сейчас. И их было жалко. Мало того, с взрослой точки зрения у «Бахмаро» не было явных потребительских преимуществ перед другими напитками. С ролью дорогих отечественных лимонадов справлялись такие хиты как «Байкал», «Тархун» и «Саяны», которые все равно были дешевле, чем «Бахмаро». Близкая по цене «Пепси-кола» была просто престижной. И даже более дорогие газировки на основе мандаринового и грейпфрутового концентратов были более понятными, чем «Бахмаро». Уж очень у них вкус был яркий. А «Бахмаро», с одной стороны, не был настоящим чаем — чем вызывал недоумение у мужчин. И не был понятным и вкусненьким, как близкий по цвету и вкусовому профилю «Байкал» — чем расстраивал женщин. И детей.
Дети этот напиток не ценили совсем. Во-первых, из-за упомянутой уже цены. 65 копеек были запредельной для молодого организма ценой за бутылку лимонада. На эти деньги можно было сходить в кино, а потом купить бутылку «Колокольчика», два бублика и мороженое. Во-вторых, бутылку «Бахмаро» невозможно было выпить в одно лицо и залпом. И даже в два лица и залпом. Плотный, бархатистый и терпкий напиток просто «не лез». Ну а о том, что напитки можно пить небольшими порциями и смаковать, мы тогда просто не знали. Мы в детстве и коньяк пили залпом. А чай залпом не пили только потому, что он горячий.
Сейчас, проецирую отрывочные детские вкусовые воспоминания на современные и взрослые вкусы, мы не можем даже примерно предположить, понравился бы нам тот самый старый «Бахмаро». Скорее всего, он понравился бы нам в сравнении со значительным количеством других безалкогольных напитков, в том числе и чайных. Но это не стало бы достаточной причиной для того, чтобы полюбить его сам по себе.
«Араду», «Колхури» и другие советские грузинские чайные газировки
«Бахмаро», естественно, не был единственным чайным безалкогольным газированным напитком. Если совсем немного погуглить, то можно найти вот такой список — а потом сделать из него чайную выборку. «Бахамро» мы в нее тоже включим, для полноты картины. Все эти напитки были разработаны в Грузии — и, судя по всему, за ее пределами в большинстве своем особого распространения не получили. Сахар из описания всех напитков исключен — понятное дело, что он присутствовал во всех рецептах. Некоторые рецепты практически идентичны — различного вкуса их разработчики добивались не только номенклатурой компонентов, но и их соотношением. Извините а банальный комментарий.
- Аджария (აჭარა) — на основе экстрактов чёрного и зелёного чая.
- Араду (არადუ) — на основе настоев зелёного и чёрного байхового чая (второго и третьего сортов), огрубелых стеблей чая, а также настоя апельсина или мандарина.
- Бахмаро (ბახმარო) — из отборных сортов чёрного чая с добавлением лимонной кислоты или лимонного масла.
- Гудаури (გუდაური) — из экстрактов зелёного и чёрного чая, раствора лимонного эфирного масла, с добавлением лимонной кислоты.
- Колхури (კოლხური) — на основе настоев зелёного и чёрного байхового чая, лимонного эфирного масла, с добавлением лимонной кислоты.
- Лебарде (ლებარდე) — на основе чёрного байхового чая (второго сорта), огрубелых листьев, яблочного сока и цитрусового настоя, с добавлением лимонной кислоты.
- Сахасиато — на основе экстракта грузинского чая, кофейного настоя, ванилина, настоя гвоздики, с добавлением ромовой эссенции и колера.
- Сенаки (სენაკი) — на основе настоя чёрного байхового чая на коньячном спирте.
- Тбилисоба (თბილისობა) — из экстракта чёрного чая, виноградного сока и хмели-сунели.
- Техура (ტეხურა) — из смеси зелёного и чёрного чая, эфирномасличных и лекарственных растений.
- Фейхоа (ფეიხოა) — на основе настоя фейхоа, чайного экстракта и ванилина, с добавлением индигокармина и тартразина.
- Чаква (ჩაქვი) — на смеси настоек, лимонной, ванильной и зелёного байхового чая.
Оценить полноту этого списка мы, конечно, не можем — но даже в таком виде он хорош. И прямо вот заставляет затянуть что-либо ностальгическое про великое и утраченное прошлое. Воздержимся.
Обратите внимание, что в этом списке в качестве источника сырья часто указывается низкосортный чай или отходы чайного производства. А еще обратите внимание на напиток «Сенаки», для которого чай настаивался не просто так, а на коньячном спирте. Который, возможно, выполнял не только вкусовые и романтические функции, но и был консервантом. На наш взгляд, чайные напитки с небольшим добавлением алкоголя — это очень перспективная тема. Тем, у кого нет лицензии на производство алкоголя в эту тему, конечно, лучше не соваться. А вот для какой-либо крафтовой пивоварни газированный слабоалкогольный чай может стать свежей струей. Для того, чтобы посмотреть, как эта струя может выглядеть, погуглите Hard Tea.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий