Сегодня в «Чайных параферналиях»: два стакана из Ризе; изменение структуры мирового чайного экспорта; концепция унылой натуральности; шу-пуэр и жент. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас материально можно вот по этой ссылке.

Два стакана из Ризе

14 апреля в Турции открылся аэропорт Ризе-Артвин (Rize-Artvin). Ризе, напомним, это город на севере Турции, на побережье Черного моря, который является столицей турецкой чайной индустрии. Чай является, если можно так выразиться, зонтичным брендом этого города, характерная почка и два листочка изображены даже на эмблеме местного футбольного клуба. Так что нет ничего удивительного в том, что контрольная башня нового аэропорта формой напоминает традиционный турецкий чайный стаканчик-бардак. Аэропорт Ризе-Артвин расположен в 34 километрах от самого Ризе, что, конечно, сделает город чуть более доступным. В принципе, до него и раньше было не очень сложно добираться, либо из турецкого Трабзона, либо из грузинского Батуми. А теперь совсем хорошо будет.

Башня аэропорта Ризе-Артвин. www.dailysabah.com

Открытие нового аэропорта недалеко от Ризе — отличный повод вспомнить еще об одном проекте, в оформлении которого использован образ стаканчика-бардака. На днях, практически одновременно с официальным открытием аэропорта, в Ризе состоялось предварительное открытие объекта с интригующим названием Çay Çarşısı («Чайный Базар»).

О строительстве этого чайного центра мы уже неоднократно рассказывали. И вот оно, наконец, фактически завершилось — Чайный Базар, несмотря на то, что официального его открытия еще не было и несмотря на то, что некоторые его инфраструктурные компоненты еще дооборудуются, уже может принимать гостей. Как только мы вычитали новость о предварительном открытии чайного центра, то сразу связались с Хасаном Ондером, генеральным директором Çay Çarşısı, который взял в руки смартфон, включил видеосвязь, и провел для нас экскурсию по всему Чайному Базару.

Главная башня Çay Çarşısı в Ризе

Значит так. Об этом уже, наверное, все знают — но главным объектом нового чайного центра является башня в форме традиционного турецкого чайного стаканчика-бардака. В эту башню сейчас заселяются магазины, чайные, галереи, чайный музей и все остальные составные части «начинки», которые разместятся на семи или восьми уровнях чайной башни. При этом свою основную функцию — визуальной доминанты, символа и главной достопримечательности — башня уже выполняет отлично. Она окружена каналами, дорожками, мостиками, чайными кустами, вокруг нее можно гулять, а еще она светится в темноте, причем этой иллюминацией можно управлять. Например, запускать по кругу тексты и поздравлять всех женщин земли с восьмым марта.

Вокруг башни-стакана расположены небольшие магазины, торгующие локальными продуктами. В первую очередь, конечно, чаем турецким чаем — в том числе мелкосерийным и не обязательно черным. Чайных магазинов там явно больше десятка, чемодан чая оттуда можно увести спокойно, особенно с учетом того, что в тех краях особенно ценятся большие пакеты с чаем. Доминирует в чайной торговле Чайного Базара, конечно, компания Çaykur, заметно расширившая за последнее время свой ассортимент. Но и другие турецкие чайные проекты там представлены хорошо, там есть, например, магазин небольшого семейного проекта Lazika, на который мы заглянули коротким наскоком в 2019 году.

Мостик и мельничка Çay Çarşısı в Ризе

Кроме чая, в магазинчиках вокруг башни-стакана продаются мед, джемы, орехи и прочие лакомства к чаю, местные сувениры (большей частью, плетеные) и всякие прочные приятные мелочи. Кроме магазинов, на территории чайного центра (но не в башне) расположен ресторан, бизнес-центр, водяная мельница и старое для Турции чайное деревце — ему 65 лет. 

Ну то есть, фактически, наши турецкие коллеги создали в Ризе многофункциональный чайно-туристический кластер. В котором можно будет и просто провести время с чайным уклоном, и какую-либо чайную активность организовать. 

Хасан Ондер на объекте Çay Çarşısı во время строительства

Официальное открытие Чайного Базара запланировано на июль, о том, что и как там пройдет, мы непременно сообщим. Ну и да, не забывайте, что когда все это дело заработает, то в Ризе можно будет запросто сгонять из Батуми. Сейчас просто так, дикарем, ехать в этот чайный регион не очень удобно. Без хорошего знакомства с местными чайными проектами никакого чайного туризма там не получится. А когда Чайный Базар заработает, дикий чайный туризм в те края станет более осмысленным.

Вот ссылки на страницы проекта в соцсетях (Facebook, Instagram) и на будущий сайт (пока там пусто). Хасан, спасибо за экскурсию!

Изменение структуры мирового чайного экспорта

Кстати, о Турции. И не только. В последнее время плотным потоком и из разных стран пошли новости, явно намекающие на то, что мировой чайный рынок меняется. Тектоническими эти изменения, конечно, назвать нельзя. А вот заметными — вполне себе можно.

Смотрите. Объем экспорта чая из Шри-Ланки за первые месяцы 2022 года — самый низкий за последние 23 года. Мы уже как-то писали о проблемах цейлонского чая, но, если коротко, причиной кризиса стал эксперимент с запретом на использование сельхозхимии, усугубленный общими проблемами в экономике страны и нарушением традиционных экспортных поставок в Россию и на Украину.

А экспорт чая из Ирана за последний год вырос на 77% в деньгах и на 68% в килограммах. С объемами экспорта крупных мировых чайных игроков иранский экспорт, конечно, не сравнить — но, тем не менее, Иран продал 27 тысяч тонн чая на 28 миллионов долларов США. Что как бы намекает, что килограмм иранского чая на мировом рынке стоит чуть больше одного доллара. Это очень дешево, кстати. Любопытно, что в прошлом же году Иран импортировал 75 тысяч тонн чая — почти в три раза больше, чем экспортировал. Такой странный расклад — при котором страна-импортер значительную часть собственного урожая чая отправляет на экспорт, связан как со спецификой иранской международной торговли, так и с тем, что сами иранцы не очень ценят свой чай, предпочитая ему более яркие и насыщенные альтернативы из Индии и Шри-Ланки.

Иранская чайная фабрика. Мы на таких были. Картинка полностью соответствует действительности. www.tehrantimes.com

Растет экспорт чая из Турции — за первые месяцы 2022 года Турция продала на внешнем рынке примерно 2500 тонн чая, выручив от этой продажи 8,2 миллиона долларов. Это почти на тысячу тонн и более чем на полтора миллиона долларов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Простейшая арифметика показывает, что средняя цена на турецкий чай на внешнем рынке составляет три с лишним доллара США за килограмм. 

Ну и чтобы совсем закончить с чайной арифметикой. В 2021 году Грузия экспортировала примерно 2500 тонн чая и выручила на этом экспорте 4,7 миллиона долларов. 1,9 доллара за килограмм в среднем по Грузии. Как раз посерединке между турецким и иранским чаем. Забавная ценовая раскладка по северным чаям, на самом деле. Впрочем, не зная структуры экспорта (сколько чая экспортируется балком, а сколько — в потребительской розничной упаковке), никаких выводов из этой раскладки сделать нельзя.

Концепция унылой натуральности

Фильтруя всякие разные чайные новости, мы наткнулись на обзор напитков из Starbucks, в том числе и чайных. Обзор как обзор — но нас зацепили фотографии. С бледными напитками, которые смотрятся тускло и откровенно уныло, особенно если сравнивать их с яркими вариантами подачи чайных напитков, характерными для баблтишных. Мы бы на все это не обратили никакого внимания, если бы не недавно попробованные чаи Saito. Saito, если кто не знает, это новый бренд Unilever, задача которого состоит отчасти в том, чтобы компенсировать падение интереса к бренду Lipton, от которого, напомним, Unilever не так давно избавился хитрым бедуинским способом.

Добиться такого унылого цвета для гибискуса (справа) непросто. Но коллеги справились. www.businessinsider.com

Так вот. Saito — это, большей частью, ароматизированный чай. Однако в тех вариантах, которые добрались до псковской розницы, эта ароматизация была крайне сдержанной, вот прямо до невнятности. Не, мы, конечно, не является сторонниками суровой ароматизации в стиле «Пиквика» 1990-х, одного завариваемого пакетика которого было достаточно для того, чтобы заполнить ароматом помещение, сравнимое с учебным классом средней школы. Но ароматизировать чай для того, чтобы этот аромат почти не чувствовался — это загадочно.

Старбаксовские чайные напитки тусклого и унылого вида, как нам кажется, позволили нам разгадать эту загадку. Хотя бы частично. Это новый тренд такой. Если сильные ароматы, яркие цвета и вообще привлекательный внешний вид у многих потребителей ассоциируются с ненатуральностью продуктов, то, по лобовой маркетинговой логике, слабые ароматы, тусклые цвета и непривлекательный внешний вид (например, мутный настой и осадок) должны у потребителя ассоциироваться с натуральными продуктами.

Логика, конечно, странная — но мы вполне себе представляем ушлого маркетолога, который на классическом таком совещании, с презентациями и графиками, рассказывает начальству или потенциальным клиентам о том, что чем тоскливее будут вид, вкус и аромат напитков, тем охотнее их будут пить поборники всего натурального.

Мы не можем пока привести никаких аргументов в пользу того, что в моду входит концепция «Уныло — значит натурально». Но за особо тоскливым чаем и чайными напитками будем следить с особым интересом. Опять же, практически все категории, противоположные унылости, построены на эффектности, веселости и сексуальности. От которых всего полшага до агрессивности и какой-либо некорректности — а с этим сейчас полный ай-яй-яй.

Если следующий выпуск «Параферналий» не выйдет вовремя, то заговор унылых маркетологов существует, мы его раскрыли, они нас поймали и заставляют пить блеклые напитки.

Шу-пуэр и жент

В прошлом выпуске «Параферналий» мы написали несколько слов о чае с толокном (или талканом) — напитке, который достаточно часто пьют в Казахстане. И обмолвились тогда, что иногда толокно (талкан) в этих краях называют жентом, но это неправильно, потому что жент — это совсем другое.

Жент на фоне шу-пуэра. © Ольга Никандрова

Самый простой вариант жента — это жент из талкана, масла и меда. Разные варианты блюд из таких компонентов когда-то давно подавали в кришнаитских столовых, но в них обычно перекладывали масла, поэтому были они, скажем так, спорными. А жент, даже в его простейшем варианте — непривычный, суровый, но вкусный. Ну и его богатая зерновая фактура с рудиментарной склонностью к застреванию в зубах сразу просит шу-пуэра.

Тут, конечно, нужна небольшая ремарка. В самом Казахстане шу-пуэр с жентом практически не пересекается. Во-первых, потому что жент — это часть традиционного казахского чайного стола, на котором царствует крепкий черный чай с молоком. Во-вторых, потому, что шу-пуэр в частности и пуэры вообще в Казахстане, судя по предварительному опросу свидетелей, сколько-либо заметной популярностью не пользуются. Ну а тут, значит, мы со своими экспериментами.

Жент с шу-пуэром — это хорошо. Такая комбинация заметно легче традиционной (жент и черный чай с молоком) и достаточно гастрономична. Плотный шу-пуэр делает жент более сладким и более зернистым — ну просто потому, что размывает его. Ну и легкие печеные ноты жента приятно сочетается с ореховым тоном чая. При этом, конечно, комбинации «жент + шу-пуэр» не хватает завершенности. Сама по себе она на чайном столе играть будет не очень интересно. А вот если жент включить в набор из пяти-шести других лакомств (сыр, сухофрукты, какая-либо кондитерка и прочие компоненты свального гастрономического греха), то получится совсем хорошо. Впрочем, гастрономический свальный грех в небольших количествах — это всегда хорошо.

Пишите письма и помогайте материально

Мы, возможно, вернемся к более высокому темпу публикаций — по меньшей мере, у нас получилось опубликовать статью «Об эфемерности чая и о чайной культуре». И планируем возобновить гастрономические публикации.

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!