Бывают, конечно, такие случаи, когда очень сложно удержаться от ехидных комментариев. Сейчас вот как раз возникала такая ситуация, потому что Ассоциация спешиалти кофе (SCA, Specialty Coffee Association) опубликовала месяц с лишним назад статью-рассуждение о том, что такое спешили кофе. Которая, кроме самих рассуждений, содержит и краткое определение этого понятия. Коллеги из Soyuz Coffee оперативно опубликовали перевод этой статьи, за что им отдельное спасибо.

Начать ехидничать можно с самого начала этой статьи, вот с этой цитаты. «Несмотря на постоянный вопрос «Что такое спешиалти кофе?», SCA никогда не публиковала его краткое, исчерпывающее определение». Ну то есть SCA, являющаяся институтом, претендующим на заметное влияние на рынок дорогого кофе через концепцию спешиалти кофе, прямым текстом сообщает о том, что до 26 сентября 2021 года сколько-либо четко определить понятие «спешиалти кофе» была не в состоянии. И все, кто оперировал этим понятием на протяжении ряда последних лет, работали ровно на таком же невнятном и интуитивном поле, на котором до сих пор иногда работают продавцы «элитного китайского чая». В другой эстетике, конечно, но точно также — никакой принципиальной разницы между колесом кофейных ароматов и пускающей пузыри жабой нет. И колесо, и жаба используются для создания добавленной стоимости — ну а дальше уже дело вкуса.

Но это, конечно, все мелочи и детали по сравнению с тем определением спешиалти кофе, которое выкатило SCA. Вот оно, все такое красивое.

«Спешиалти кофе – это кофе или кофейный напиток, признанный за свои отличительные характеристики и благодаря им имеющий дополнительную ценность на рынке».

SCA

Переводим.

Спешиалти кофе — это любой кофейный напиток, который вы смогли втюхать задорого.

teatips.ru

Здесь, в принципе, можно приколоться с того, насколько сильно совпадает это определения с теми вариантами определения спешиалти чая, которые мы предлагали в заметке Speciality Hueciality. Но ехидство в стиле «долго же до ребят доходило» нам кажется более уместным. Особенно с учетом одной маленькой и уже чисто чайной детали.

В чайной и кофейной тусовках есть некоторое количество людей, которые получили жесткую моральную травму от вида блестящих кофемашин, картинок с кофейным зерном в разрезе и сертификатов в рамочках. И решили, что кофейная культура упорядочена и профессиональна, в ней есть массовая профессия, настоящее профессиональное образование и стандарты, а в чайной — одни мутные раздолбаи и анархия. И иногда в том или ином виде эту свою идею до сих пор транслируют. Напрочь игнорируя тот факт, что работа с кофе или чаем в большинстве случаев является занятием с крайне низкой интеллектуальной и навыковой емкостью. Которое не требует какого-то суперспециального образования по единой стандартной программе — достаточно обучения за стойкой или баром и самообразования. Ну и авторских школ и курсов для продвинутых энтузиастов — в чае таких школ и курсов их сотни. И что причина, по которой в чае нет общепринятых стандартов и прочей фигни из кофейного списка только в том, что чайная культура несопоставимо разнообразнее кофейной и имеет несколько полюсов силы. 

Мы все это к тому, коллеги, что если вам в очередной раз придет в голову мысль, что в кофе все круто и профессионально, просто вспомните, что наши кофейные братья пришли к выводу о том, что спешиалти кофе — это тот кофе, который можно продать задорого, только к концу 2021 года. И обратите заодно внимание, что кофейный рынок сам факт публикации этого определения, фактически, проигнорировал. Что косвенно намекает на реальный интерес реальных специалистов ко всей этой теме. И прямо указывает на то, что зарабатывать на кофе можно отлично и вне этой концепции, подключая ее иногда по собственному усмотрению на уровне «смотрите, какое я слово знаю».

Ну и в качестве вишенки на спешиалти торт. Сама концепция спешиалти, независимо от того, к какому напитку она применяется, хоть к чаю, хоть к кофе, может быть реализована только при достаточном количестве потребителей, которые готовы спешиалти чай или спешиалти кофе задорого покупать. 

Спешиалти — это концепция, которая основана на четырех принципах. На недоверии потребителей собственному вкусу и их готовности за собственные деньги делегировать оценку качества потребляемого продукта другим людям. На коротком сроке интереса к продукту — потому что при длительном контакте с продуктом потребитель может начать в нем разбираться, а это противоречит предыдущему пункту. На нищете потребителей, для которых высший уровень идентификации через потребление — это 10 долларов за порцию напитка. Ну и, естественно, на самой потребности в идентификации через потребление — впрочем, это неспецифический для спешиалти-концепта признак, это признак другого масштаба. Но для спешиалти все равно необходимый.

Ну вот как-то так.