И в кофейной, и в винной культурах потребитель может делегировать задачу выбора напитка специально подготовленному человеку — и все это в значительной степени снижает уровень потребительских сомнений в вине и кофе, хотя, конечно, полностью не избавляет от них. Фактически, выбирая вино или кофе, большинству людей достаточно выбрать лидеров мнений, которым они будут доверять — и не париться. В чае такой подход не работает.

Современный чайный рынок в той его части, которая обеспечивает чаем конечных потребителей, способен удовлетворить любой рациональный чайный запрос. Не без оговорок, конечно. Что-то сделать ковид помешает, какого-то чая просто на всех не хватит, реализация каких-то запросов будет неадекватно дорогой, кто-то может просто упереться рогом и требовать свежего северокорейского чая. Но это все частности — а в общем и целом любую адекватную чайную задачу можно решить и почти любому чайному облому можно найти приемлемую альтернативу. И для того чтобы качественно потреблять чай нужны только деньги и знания. Причем не супер-деньги и совсем не супер-знания. Идеальная ситуация, особенно с учетом того, что значительная часть любителей чая еще помнит талоны на чай.

Конечно, эта идеальная ситуация многим потребителям чая доставляет определенный дискомфорт. По сравнению с потребительскими возможностями одного человека чай можно считать необъятным. Кого-то эта необъятность радует, а кого-то пугает — это нормально. Тем более, что у особенно пугливых всегда есть возможность резко сузить чайную необъятность, например ограничив свой интерес к чаю каким-либо регионом, брендом, сегментом рынка или потребительской концепцией (только Китай, только Twinings, только Индия, только дорогой чай, только органик, фэйртрейд, спешиалти, кошер, халяль и т.п.)

При этом, одновременно с присутствием на рынке чая на любой вкус и кошелек, над этим же самым рынком бродят призраки чайного сомнения. Сомнения в качестве чая, его «настоящести», адекватности его цены, натуральности добавок и всем таком прочем, включая самые сильные — сомнение в добросовестности и/или квалификации продавца или производителя чая и сомнение «не лоханулся ли я». От сомнений не избавляет ни характер потребления, ни высокая информированность, они могут возникнуть как при покупке коробки чайных пакетиков в офис, так и при покупке свежего зеленого чая, с оказией привезенного из Китая.

В соседних потребительских культурах — алкогольной и кофейной — активно используются разные способы снижения потребительских сомнений. Винщикам очень здорово помогает ЕГАИС и очень высокая степень привязки потребительских характеристики напитка к его упаковке. Кофейщики создали эффективную систему отчуждения оценки потребительских характеристик кофе от потребителя и набор технологий, позволяющих в значительной степени отвязать потребительские характеристики готового напитка от характеристик зерна. И в кофейной, и в винной культурах потребитель может делегировать задачу выбора напитка специально подготовленному человеку — и все это в значительной степени снижает уровень потребительских сомнений в вине и кофе, хотя, конечно, полностью не избавляет от них. Посмотрел ролики Дениса Руденко — и идешь за вином не просто так, а за конкретной парой бутылок. Купил зерно с высокой оценкой от известного обжарщика — и только попробуй сказать, что кофе тебе не понравился. Это очень удобно и, на самом деле, позволяет достаточно быстро развивать и винный и кофейный вкус. Фактически, выбирая вино или кофе, большинству людей достаточно выбрать лидеров мнений, которым они будут доверять и стиль потребления которых заимствовать — и не париться.

В чае такой подход не работает. Не то чтобы совсем не работает — у нас тоже есть и конкурсы, и системы проверки подлинности, и лидеры мнений, и всякие стандарты-сертификаты. Но ничто из этого не гарантирует не только того, что конкретный знаменитый чай понравится конкретному потребителю (это, как раз, нормально). А даже того, что у двух людей, заваривших чай, купленный одновременно у одного продавца, и в соответствии с одинаковыми рекомендациями в чашках окажутся одинаковые напитки.

Чая много и он всегда разный. У него множественный функционал, на который накладываются персональные и групповые вкусы, привычки и задачи потребителей. В таких условиях рассчитывать на появление системы, позволяющей потребителю полностью положиться при выборе чая на чужое, даже очень солидное мнение, не приходится. Мы можем доверять рекомендациям конкретного продавца, репутации конкретного бренда или славе конкретного чайного региона — но это доверие не избавляет нас от необходимости выбирать и оценивать чай самостоятельно. И ни капельки не снижает уровень потребительских сомнений.

Для того, чтобы его реально снизить, надо просто разбить эти сомнения на две группы. На сомнения в безопасности чая и сомнения в уровне его потребительских характеристик (вкусный или нет).

От сомнений в безопасности чая нас почти полностью избавляет то государство, в котором легально ввезенный или легально произведенный чай легально приобретен. Можно чуть больше сомневаться в безопасности «чемоданного чая» или «чая из интернета» — но эти сомнения являются платой за желание работать с таким чаем.

А вот от сомнений в то, что «чай хороший» можно избавиться только одним способом — научившись самостоятельно отличать хороший чай от плохого. Ну а если вы самостоятельно не можете отличить хороший чай от плохого, то хороший чай вам и не нужен.

Такая вот она, потребительская чайная этика.