Самыми важными характеристиками современного чая являются дешевизна, простота приготовления и гастрономическая слабость. Ни одна из этих характеристик, конечно, не является однозначно плохой или однозначно хорошей, но и на чайную культуру в целом, и на каждое конкретное чаепитие эти характеристики влияют очень сильно.

Дешевизна и простота приготовления чая обычно работают парой и их прямым следствием является тот факт, что в развитых потребительских чайных культурах чайный опыт, причем иногда передаваемый из поколения в поколение, является массовым и разнообразным. Люди привыкли к чаю, знают, что с ним делать, с удовольствием при оказии обращают на него внимание, легко превращают его в хобби или в недорогую универсальную роскошь. Но самое главное — практически у каждого человека в развитой чайной культуре есть не менее развитый чайный вкус. Причем очень часто развитый самостоятельно. Мы, чайные пижоны, на эти вкусы можем морщить носик, но людям на наш сморщенный носик наплевать — и это правильно. Люди покупают чай за свои деньги и самостоятельно его заваривают. Это их чай, они могут делать с ним все, что захотят. Одновременно постукивая табуреткой по всем тем, кто пытается давать им добрые советы в стиле «с едой нельзя» или «сахар только вкус портит».

Гастрономическая слабость чая заключается в том, что у него, чаще всего, достаточно сдержанные вкус и аромат, иногда требующие изрядного усилия и некоторого опыта для распознавания. Гастрономическая слабость, усугубленная очень легким и индивидуальным физиологическим действием (можно считать, что при обычном употреблении чай на состояние человека не влияет вообще), делает чай отличным напитком второго плана. Причем эта «бэкграундность» чая одинаково хороша и в гастрономии, и в коммуникациях, и в одиночном употреблении чая на фоне какого-либо занятия.

Но главная фишка гастрономической слабости чая состоит в том, что она всегда оставляюет пьющему чай человеку свободу выбора — он сам решает, понравился ему чай или нет. Влиять на мнение чаепьющего человека, конечно, можно, причем иногда достаточно эффективно — но в общем и целом ситуация с чаем в развитых потребительских чайных культурах полностью аналогична ситуации с сексом. Опытных людей послушать бывает полезно, можно еще картинки разные посмотреть, конкурсы бывают разные специфические, экзотика всякая, опять же — но всё равно все и всё делают по-своему. И вкусы у всех очень разные. С чаем все точно также.

А теперь смотрите. У нас есть продукт, который нам доступен всегда и везде, который нам привычен, с которым мы умеем работать и который при каждом употреблении дает нам возможность для вынесения более или менее самостоятельного суждения. И даже если на нас будет оказываться давление — сертификаты там разные, победы в конкурсах, органичность и всякое другие важные бумаги — финальное решение все равно за нами. Потому что за нами наш собственный вкус и наш собственный опыт.

Вот и получается, что дешевизна, простота приготовления и гастрономическая слабость чая в итоге приводят к тому, что чай в повседневной жизни выступает как крайне эффективный инструмент для тренировки навыка по умению самостоятельно отличать хорошее от плохого.

Поэтому даже когда чай нам не нравится, он делает нас разборчивее.